На неприметных улочках Святого града есть немало древних монастырей, о которых редко рассказывают паломникам – они лежат вне привычных маршрутов. Сегодня мы не только посетим скрытые от глаз святыни, но и совершим увлекательное путешествие в середину ХIХ века.
Записки инока
В 1857 году на Святую Землю из России прибыл иеромонах Леонид (Кавелин) и, прожив здесь шестнадцать месяцев, оставил нам подробные описания святых мест.
В своем труде «Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника» он сообщает, что в Иерусалиме середины XIX века находятся девять мужских монастырей: патриарший святых Константина и Елены, Авраамиев, Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Георгиевский, Николаевский, Дмитриевский, Харлампиев и Гефсиманское подворье.
Кроме того, он указывает на шесть женских обителей: Малой Панагии (Сретенский монастырь), Большой Панагии, Феодоровскую, Васильевскую, Екатерининскую и монастырь Святого Евфимия Великого.
Сохранились ли они до наших дней, смогли ли пережить бурный XX век с его войнами и разделами Иерусалима?
Ответ на этот вопрос мы будем искать вместе.
За массивной дверью
Большинство паломников, как и в ранние века, попадают в Иерусалим через Яффские ворота. Проследуем через них и мы. Но давайте на минуту остановимся, чтобы осознать слова игумена Даниила, который первым из русских монахов ступил на эту землю: «И бывает тогда радость великая у всякого христианина, увидевшего святой город Иерусалим, и тут слезы льются у верных людей».
…Шумит восточный базар, яркими тряпками и безделушками скрывая от праздных людей святыни древнего града. Так было всегда: и во времена первых христиан, и при иеромонахе Леониде, и в наши неспокойные дни. Но мы точно знаем, что ищем. Наш путь лежит к монастырю Святого Иоанна Предтечи – по-видимому, самой древней обители, возведенной еще святой императрицей Евдокией в V веке.
Массивная, окованная железными полосами дверь ведет нас в монастырский дворик. Оглядываемся по сторонам и… видим жилые квартиры. Архимандрит Леонид пишет: «В Иерусалиме монастырями называются дома, по внешнему виду ничем не отличающиеся от прочих городских зданий, а некоторые и даже большую часть по самому назначению своему следовало бы называть не монастырями, а странноприимницами, ибо они исключительно служат для помещения богомольцев».
В XIX веке этот монастырь принимал в основном поклонников из Болгар, а сегодня в кельях живут православные семьи. Лишь одна из квартир не вписывается в общий ансамбль – из нее громко, на весь квартал звучит арабская музыка. Местные жители рассказывают, как недавно через подставных лиц мусульмане выкупили эту квартиру. Эта зримая и незримая борьба в Святом граде ведется уже не одно тысячелетие.
Уникальные святыни
Во дворе мы встречаем настоятеля архимандрита Варфоломея, который с кроткой улыбкой благословляет нас зайти внутрь. Сразу при входе, с левой стороны, мы подходим к древнему чудотворному образу святого Иоанна Предтечи в серебряном окладе (его, к слову сказать, пожертвовали обители верующие из Ростова-на-Дону).
Нынешний храм был возрожден в 1836 году. Архимандрит Леонид пишет о нем так: «Церковь обширна, иконостас нового письма; в ней главная святыня – часть лобной кости святого Иоанна Предтечи Господня, вделанная в круглую золотую оправу. Она была подарена восточным императором грузинским царям, откуда перешла в Валахию; а Патриарх Досифей добыл часть этой святыни для своего патриаршего монастыря, о чем значится в его истории».
И сегодня мощи святого Иоанна Предтечи находятся справа от царских врат. В иконостасе мы видим особо почитаемые образы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Харлампия.
Отец Варфоломей рассказал нам, что в 1890 году архимандрит Ефимиос обнаружил под нынешней церковью древний храм с хорошо сохранившимся престолом. Под ним оказался мощевик с фрагментом Животворящего Креста и святых мощей Иоанна Крестителя, апостола Петра и других ближайших учеников Христа.
Архимандрит Варфоломей, вооружившись ключами, ведет нас в подземную церковь. Мы спускаемся несколько метров под землю и оказываемся в древнем крестообразном храме. По мнению ученых, это строение было возведено до V века. Сейчас здесь ведутся раскопки, которые подарят нам еще немало открытий.
«Место на пригорке»
Мы возвращаемся на улицу Христианского квартала и, пройдя несколько шагов, с левой стороны видим небольшую улочку Святой Елены, ведущую к Храму Гроба Господня. Правая сторона улицы значительно выше левой – видно, как дома карабкаются по холму вверх. Нам туда, где на холме во время распятия стояла Богородица.
Как точно описал это место игумен Даниил: «И тут есть место на пригорке – на то место быстро прибежала святая Богородица, ибо она торопилась вслед за Христом и говорила в болезни сердца своего сквозь слезы: “Куда идешь, чадо мое? Чего ради движешься быстро? Или снова брак в Кане Галилейской, и Ты туда торопишься, Сын и Бог мой? Не молча уходи от меня, родившей Тебя, промолви мне слово, рабе Твоей”. И придя на то место, святая Богородица увидела с горы той Сына Своего, распинаемого на Кресте, и, видев, ужаснулась, и согнулась, и села, одержимая печалью и рыданием. И здесь сбылось пророчество Симеона, как он прежде сказал святой Богородице: “Этот лежит на восстание и на падение многим в Израиле. И Тебе же самой оружие душу пронзит, когда увидишь Сына Своего, убиваемого”».
Большая Панагия
Сейчас здесь находится монастырь Большой Панагии. Отец Леонид пишет, что «нынешнее его название происходит от древней Богородичной иконы сего имени, обретенной в пепле храма Святого Воскресения (после пожара 1808 года), нимало не поврежденной с лицевой стороны; икона большого размера; на ней риза сребро-позлащенная. Икона помещена в церковном притворе на стене противу входа в церковь. Кроме сего есть часть мощей святой Иулиты и кости бывшего турчанина Омара, умученного своими за исповедание Христовой веры при виде чуда. Они хранятся в ковчежцах и выставляются для поклонения. По преданию, в этом самом монастыре подвизалась в лике дев знаменитая своими добродетелями и милостынею Мелания Римляныня. Из церкви есть подземный ход в пещеру, где она проводила свою подвижническую жизнь; пещера небольшая, продолговатая; каменное ложе – место седалища и отдохновения после труда и молитвы. В церкви указывают место ее гроба, но мощи увезены крестоносцами в Венецию».
В XIX веке в обители подвизались еще тридцать сестер, сегодня же здесь остались всего несколько насельниц. Сейчас в монастыре идет большой ремонт, и у нас нет возможности зайти внутрь, поэтому мы двигаемся дальше по Христианскому кварталу.
Иорданская икона Божией Матери
Патриарший монастырь святых Константина и Елены мы находим без труда, получив у привратника разрешение зайти в Патриархию Иерусалимской Православной Церкви. Мы проходим рядом с церковью святой Феклы, которая хранит в себе камень с отпечатком стопы Спасителя. Переходя из дворика в дворик, оказываемся рядом с куполом Храма Гроба Господня. К нему и примыкает монастырь равноапостольных святых Константина и Елены.
Отец Леонид в своих «Записках» уточняет, что церковь «возобновлена Патриархом Софронием (1579), для вечной памяти своих родителей; иконостас и царские врата того времени ныне находятся в лавре Св. Саввы, в пещерной церкви Св. Николая».
Здесь можно поклониться Иорданскому образу Божией Матери, который, как сообщает автор «Записок», был перенесен из упраздненного Иорданского монастыря аввы Герасима. Изображение этого святого находится на обратной стороне иконы.
Об этом чудотворном образе упоминал еще игумен Даниил, который поклонялся ему в Иорданском монастыре святого Герасима.
В монастырь святых Константина и Елены попасть несложно – сегодня каждый может прийти сюда на воскресную службу.
Трудами царицы Елены
Выйдя из Патриархии на одноименную улицу, мы через несколько шагов оказываемся напротив монастыря Святителя Николая. Иеромонах Леонид пишет, что монастырь построен «кахетскою царицей Еленою, в иночестве Елисаветою». Фреска времени крестоносцев и метки средневековых каменотесов говорят о том, что это произошло в XII веке.
Настоятель монастыря отец Аристобулос рассказал нам о православном предании, согласно которому на этом месте находился дом, где останавливался Святитель Николай во время своего паломничества на Святую Землю.
Сегодняшний храм легко узнается по описанию инока Леонида: «Монастырская церковь трехпрестольная с приделами во имя преподобного Антония Великого и святой великомученицы Варвары. В главном иконостасе местные образа российского иконного письма, пожертвованные Иерофеем, архиепископом Фаворским (ныне Антиохийский Патриарх), бывшим за сбором в Москве в 1851 году. В левом приделе обращает на себя внимание другая древняя икона великомученицы Варвары».
Подворье Синайской обители
В нескольких сотнях метров, в небольшом переулке за массивной францисканской постройкой прячется в глубине двора монастырь Святой Екатерины, который изначально был подворьем Синайской обители.
Здесь нас гостеприимно встречает отец Стефан-святогробец, прекрасно говорящий по-русски. Он рассказал нам о давних связях Синайской обители с Россией, о русской помощи, благодаря которой выжили и сама обитель, и этот монастырь. Прекрасной иллюстрацией к этому разговору стал великолепный иконостас, изготовленный русскими мастерами.
Слева от него мы замечаем удивительно красивую икону русского письма. Перед нами образ святой великомученицы Екатерины. Из «Записок» иеромонаха Леонида мы знаем, что в XIX веке этот монастырь был женским.
Мы сердечно прощаемся с настоятелем и через несколько метров оказываемся во дворике монастыря Малой Панагии.
У сестры Серафимы
С патриаршей кухни к нам спешит настоятельница монастыря – сестра Серафима. Ее глаза лучатся теплом, всех паломников она встречает с поистине христианской любовью. И ты сразу чувствуешь, что место это совершенно особое.
По преданию, здесь когда-то находился дом бабушки Пресвятой Богородицы, которую также звали Мария. У отца Леонида находим: «Монастырь Малой Панагии, Сретенский или Сайданая так называется от иконы Матери Божией; эта икона по преданию будто бы пришла в Святой Град из дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в этой обители, где и остается доселе. В последствии времени икона эта была украдена из церкви, но так же чудесно исчезла от похитителя и явилась паки в церкви на своем обычном месте; похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил молитвами Богоматери исцеление и в знак признательности украсил чудодейственную икону серебряною ризою. Теперь она стоит в особой нише за проволочною решеткой в приделе Всех Святых…»
Далее, подробно описав чудотворную икону, иеромонах Леонид сообщает: «Главный престол во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Местные иконы хорошего русского письма. На правой стороне церкви в особом отделении в симметрии с левым приделом стоит русская икона, так называемой Елецкой Божией Матери… Игуменья – гречанка, девяностолетняя старица, уважаемая за свое благочестие; под ее окормлением проживает 20-ть сестер и обитель повидимому благоустроена».
И чудо напоследок
Приложиться к Елецкому образу Божией Матери, как, вероятно, это сделал иеромонах Леонид, мы не можем – образ покинул стены обители. Сейчас он хранится в Иерусалимской Патриархии. Но, к счастью, и в наши дни есть возможность поклониться другой святыне – чудотворной Сайданайской иконе.
Я захотел ее сфотографировать и попросил на это благословения у игуменьи Серафимы, но попросить открыть решетку, за которой стоит икона, постеснялся. А дома, просматривая снимки, я не увидел этой преграды перед иконой!
Монах с военной выправкой
Лев Александрович Кавелин происходил из дворян Калужской губернии. Его мать, урожденная Нахимова, была двоюродной сестрой знаменитого русского адмирала.
В молодые годы и Лев Александрович выбирает для себя военную стезю. При этом активно сотрудничает с московскими литературными журналами, публикуя в них свои стихи и очерки. В 1847 году выходит в свет его книга об Оптиной Пустыни, которая выдержала несколько изданий.
Прослужив двенадцать лет в лейб-гусарском полку, Лев Александрович задумывается об ином для себя призвании. В 1852 году он становится послушником Оптиной Пустыни, а еще через пять лет принимает монашеский постриг с именем Леонид.
Став иеромонахом, совершает паломничество в Палестину и подробно описывает святыни Иерусалима. В 1863 году, уже в сане архимандрита, он вновь приезжает на Святую Землю, чтобы возглавить Русскую Духовную Миссию.
Именно при нем 28 июня 1864 году была освящена домовая церковь Русской Духовной Миссии во имя святой царицы Александры. В том же году его трудами были открыты женский и мужской приюты для паломников. Но уже в 1865 году владыка покидает Иерусалим и становится настоятелем храма при русском посольстве в Константинополе.
Дальнейшее служение архимандрита Леонида связано с Россией. В 1869 году он возглавляет монашескую братию Ново-Иерусалимского монастыря и отдает много сил на строительство и благоукрашение Вознесенского храма, добиваясь максимального подобия Храму Гроба Господня.
В 1877 году владыка назначен наместником Троице-Сергиевской Лавры. В этой святой обители прошли последние годы его жизни. В историю Русской Православной Церкви архимандрит Леонид вошел как русский богослов, историк, переводчик и знаток Палестины.
Денис Златопольский
Фото автора и из архива «Паломнического центра»