Именно здесь, в живоносном Гробе Господнем, свершилось самое важное событие в истории человечества – победа над смертью и силами зла.
Свершилось то, о чем мы с великой радостью поем в пасхальном тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Именно здесь, на трехдневном ложе, где лежало тело Спасителя, зарождается Благодатный огонь, опаляющий наши грехи и дающий надежду на спасение.
Придел Ангела
Если войти в храм Гроба Господня и повернуть налево, вы окажетесь под высокими сводами ротонды у небольшой часовни из желто-розового мрамора. Это и есть Кувуклия – центр всего мироздания.
Пещера, где был погребен Христос, разделена на две неравные части. В первой, более обширной (3,4 х 3,9 м), находится невысокий аналой из мрамора с частью камня, который заграждал вход в пещеру Гроба Господня. «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем» (Матф., 28:2).
В память о тех событиях эта часть грота называется «приделом Ангела».
Чтобы попасть в другую часть пещеры, надо пройти через очень низкий вход, который позволяет человеку войти в Гроб Господень, лишь преклонив главу.
Вход украшен мраморным порталом. Слева изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил, который, согласно преданию, сообщил верным ученицам Христа удивительную весть о Его воскресении. Об этом свидетельствует надпись в верхней части портала: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Сорок три лампады
Небольшое помещение (2,07 х 1,93 м), где едва-едва помещаются четыре человека, украшено серебряными лампадами. Всего их 43: 13 православных, 13 католических, 13 армянских и 4 коптских. В обычные дни горят только некоторые из них, а в большие праздники зажигают все разом.
По периметру помещения проходит небольшой мраморный карниз, на котором стоят подсвечники со свечами от разных христианских вероисповеданий и свежие цветы в вазах.
На северной стене над карнизом помещен православный образ Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Слева – католический барельеф, справа – армянская икона Воскресения.
По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».
Святая лавица
Каменное ложе, на котором покоилось тело Христа, занимает большую часть помещения. Это и есть единственный в мире гроб, который, по словам святых отцов, не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения. «Христос жив, и в последний день во славе явится судить мир».
Святая лавица покрыта белой мраморной плитой – трансенной. Она появилась здесь в 1555 году и служит не столько для украшения ложа, сколько для его защиты.
Трудно даже вообразить, сколько паломников побывало в Гробе Господнем за полторы тысячи лет, и едва ли не каждый из них стремился унести с собой хоть крошечный камушек с ложа Спасителя. Об этом свидетельствует заметное углубление с одной стороны святыни.
На самой же плите можно увидеть глубокую поперечную трещину. По преданию, несколько веков назад мусульмане задумали забрать плиту для украшения мечети, но она неожиданно треснула и стала, таким образом, для разорителей гробницы совершенно бесполезной. Больше ее не трогали.
Царская опочивальня
В одном из музеев Мюнхена хранится уникальный экспонат – модель самого первого храма над Гробом Господнем, вырезанная из слоновой кости. Здание увенчивает огромный купол, опирающийся на 12 колонн. Сама же гробница окружена узорчатой решеткой, а сверху укрыта ажурным балдахином.
По замыслу императора Константина, храмовый ансамбль по красоте и значимости не должен был уступать царскому дворцу, чтобы «священные места смерти и воскресения Спасителя привлекали взор и вызывали у всех почтение».
К 335 году такой храм был построен. Сооружение над гробницей назвали «кувуклией», что значит «царская опочивальня».
А наверху – «гробница душ»
Обретение Животворящего Древа Господня и гробницы, где был похоронен Иисус, произошло примерно в одно и то же время – 320–326 годы. Эти важнейшие для христиан события связаны с именем святой Елены – матери императора Константина, которая повелела начать раскопки на месте языческого капища, где был построен храм Афродиты.
Вот как об этом пишет историк Евсевий Кесарийский: «Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».
По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».
Третья и последняя
Кувуклия, возведенная при Константине Великом, была полностью разрушена мусульманами в 1009 году. Но через сорок лет ее заново отстроил другой Константин – Мономах. Крестоносцы в ХII веке лишь обновили постройку.
В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский (тогда и появилась на каменном ложе защитная плита), и она простояла плоть до 1808 года, пока опустошительный пожар не уничтожил ее вместе с другими храмовыми постройками.
По образцу именно этой Кувуклии патриарх Никон, задумавший воссоздать образ Святой Земли в родном отечестве, построил в Воскресенском монастыре на Истре подобную святыню. А уж с этой часовни снимали размеры для новой иерусалимской Кувуклии, которую возвели на пожарище.
К слову сказать, деньги на восстановление храма Гроба Господня собирали тогда всем миром. И Россия, пережившая разрушительную войну с Наполеоном, не осталась в стороне. К 1816 году сумма народных пожертвований составила более 140 тысяч рублей – средства по тем временам огромные.
Автором новой, уже третьей, постройки стал греческий архитектор Николай Комнинос. Всего через несколько лет после окончания работ Комнинос принял мученическую смерть от турков. Случилось это на Пасху 1821 года.
Часовня Главы
К западной части Кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая коптской церкви. Здесь, по преданию, у главы Спасителя сидел второй Ангел. С византийских времен на этом месте находился небольшой престол.
После пожара 1808 года православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, но 30 лет спустя она была все же восстановлена по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагима-паши.
С другой стороны Кувуклия соединена с триумфальной аркой, в проходе которой устроены два небольших балкона, обращенных в сторону Гроба Господня. На них до 1917 года размещались представители двух главных православных дежав – Греции и России.
Русская финифть
Во все времена русские цари рассматривали иерусалимские святыни как предмет особой «государевой заботы». При Елизавете Петровне каждые пять лет в Иерусалим отправлялись богатые дары для украшения Кувуклии.
Александр I пожертвовал для храма Воскресения несколько икон для иконостаса. Николай I, считавший помощь Иерусалиму «делом сердца», передал в дар храму Гроба Господня три больших паникадила из чистого серебра.
А в середине ХIХ века над входом в Кувуклию появляется «русская» серебряная сень с иконами 12 святых апостолов, выполненных в технике ростовской финифти. Ее появление связывают с именем великого князя Константина Николаевича, который в 1859 году посетил Святую Землю.
Эту сень можно увидеть и сейчас, но в 2004 году старинную финифть заменили на современную. Новые иконы по заказу Палестинской патриархии изготавливались в одной из ростовских мастерских.
Преклонив колени
Гроб Господень – это главный алтарь храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы начались здесь в 335 году, продолжаются и поныне.
Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три Литургии. Первыми, с 11 вечера до 3 часов утра, служат православные греки. С 3 до 6 часов утра совершают богослужение армяне, а за ними с 6 до 9 часов утра – католики.
В обычные дни православные совершают Литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом, а его левая сторона жертвенником.
Вся служба проходит коленопреклоненно. Священник встает только на каждение, на Малый и Великий входы, а также на вынос Святых Даров. Чтение Евангелия совершается на священном камне в приделе Ангела.
В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной Литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем. В этом случае святой Гроб служит жертвенником.
Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб храм открыт для молящихся. В остальные дни свершаются закрытые богослужения и присутствовать на них могут только члены святогробского братства.
Из истории русского паломничества
«Наконец-то наступает давно вожделенная минута, когда паломник достигает апогея своего паломничества, когда он, претерпевший все, Христа ради, сподобится, наконец, упасть ниц перед гробом… и облобызать священный камень – святейший престол на земле… Сняв сапоги, в одних чистых чулках, которые потом он прибережет на смертный час, скрестив руки на груди, приближается паломник ко входу Кувуклии; многие ползут туда на коленях; все совершается чинно, не торопясь… В Кувуклию входят поодиночке, чтобы не мешать один другому ощутить самую трепетную минуту в жизни паломника, когда он, узрев гроб Господень, падает ниц перед ним и, если может еще, воссылает горячую молитву… Но не до молитвы многим; сердце их до того переполнено священной радостью, что они уже не могут молиться, а только плачут в умилении”.
Ф. Палеолог, палестиновед, 1895 год
В блокнот паломнику:
Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня – те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Самое удобное время – с 16–17 часов и до закрытия храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп.
Храм Гроба Господня открыт ежедневно. В весенне-летний период – 5:00-20:00, в осенне-зимний период – 4:30-19:00. Однако, как правило, храм закрывается несколько позже указанного времени.
Людмила Дианова