Пятнадцать миллионов рублей собрали жители Бирюлева на строительство нового храма в своем районе. Здесь, на месте подмосковных сел, куда ни кинь взгляд, все дома, дома… И промзона есть, и железная дорога, а вот золотой крест, вознесенный в небо, только один – на храме Святителя Николая.
На свой страх и риск
Когда входишь во двор Никольской церкви, первое, что бросается в глаза, – ее необычная архитектура: дощатый навес над крылечком, крашеные стены, ставенки, одна пристройка, другая… Эклектично, но все равно красиво. И «архитектор» известен – это протоиерей Василий Моисеев, который в 1956 году решил перестроить церковную сторожку на бирюлевском кладбище под храм.
Старая церковь в тот год сгорела, а новую Мособлсовет строить не разрешил – тогда отец Василий на свой страх и риск стал, как мог, облагораживать и расширять сторожку, в которой за неимением другого помещения совершал службы после пожара. Сначала делал пристройки и только потом разбирал внутренние стены, увеличивая таким образом площадь молитвенного дома. 22 декабря 1957 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», необычный храм был торжественно освящен. Среди главных святынь Никольской церкви – образ Божией Матери «Скоропослушница» афонского письма, икона Святителя Николая и образ Божией Матери «Ченстоховская», который 17 июля 2002 года, в день памяти святых Царственных страстотерпцев, замироточил, призывая к покаянию и прославлению невинно убиенной царской семьи.
Бомба и святая вода
Нынешний настоятель храма протоиерей Виталий Тогубицкий показывает еще одну драгоценную икону – со следами от взрыва самодельной бомбы. К сожалению, в наше время никто не застрахован от терактов, но чтобы взрывать в церквях людей, стоящих на молитве, – такому злодеянию нет и названия…
Об этом ЧП не сообщали по центральному телевидению, но те, кто был тогда в церкви, вряд ли забудут тот декабрьский день.
– В храме как раз читали акафист Святителю Николаю, – рассказывает отец Виталий, – наша прихожанка Анна вдруг заметила, что из бесхозной сумки, стоящей у чана со святой водой, пошел дымок. Первая мысль была такая: в сумку упал огарок свечи, и в ней что-то загорелось. Анна решила затушить пожар, пока он не набрал силу, святой водой. И тут рвануло!
По мнению экспертов, взрыв был бы гораздо мощнее, если бы воспламеняющееся вещество, которое преступники использовали в самодельной бомбе, полностью сгорело. Из прихожан тогда пострадала лишь Анна, потерявшая глаз. Но храм был спасен.
Три мешочка злата
Из жития Святителя Николая многие, конечно, знают, как добрый пастырь тайно подкинул отцу взрослых дочерей три мешочка злата, чтобы уберечь их от позора. Вот и прихожане Никольского храма, жертвуя деньги на добрые дела, спасают многих. В двух шагах от Никольского храма – станция Бирюлево-товарная. Пятнадцать минут езды на электричке – и вы на Павелецком вокзале. А здесь уже давно знают, куда надо направлять приезжих, попавших в беду. Конечно, к отцу Виталию.
– Кого-то обворовали, кого-то просто обманули и купить обратный билет не на что, – рассказывает батюшка. – Мы накормим, продуктами на первое время обеспечим, а вот деньги на руки не даем, чтобы не вводить человека в искушение, – сами берем билет на поезд. Только в прошлом году к нам обратились за помощью 170 обманутых «гостей столицы».
И заключенным здесь помогают, и детям-сиротам. Так было в этом приходе всегда. В годы Великой Отечественной войны, например, церковная община храма собрала 60 тысяч рублей, которых хватило на целую танковую колонну. А вот сейчас всем миром собирают на новый храм – в бывшей церковной сторожке стало уж совсем тесно.
Свадьба или монастырь?
Глухой забор, который почти вплотную подходит к церкви, временно скрывает не только место стройки, но и могилу старицы Серафимы – великой молитвенницы и подвижницы ХХ века. Более шестидесяти лет назад она завещала похоронить себя у стен Никольского храма и с тех пор считается его небесной покровительницей.
Накануне свадьбы юная София Ушакова бросила жребий. Куда идти: замуж или в монашки? Выпал монастырь. Родители, которые прочили красавице-дочери блестящее будущее, в конце концов смирились с ее выбором. В Княже-Владимирской обители, известной своим строгим уставом, Софии дали послушание – ходить по воду. Пять лет и в дождь, и в снег носила она тяжелые ведра на коромысле в гору, после чего здоровье Софии сильно пошатнулось.
Однажды зимой послушница тяжело заболела, и сестры повезли ее на санях к врачу. По дороге разыгралась метель, сани встряхнуло, и больная выпала из них. Сестры хватились ее не сразу. Нашли после долгих поисков – занесенную снегом и сильно обмороженную. С тех пор руки и ноги у матушки больше не разгибались, а тело покрылось язвами. Но она не роптала. Напротив, за все благодарила Бога. После этого случая Софию постригли в схиму с именем Серафима.
Вслед за храмом
В ноябре 1928 года, когда монастырь закрыли, красноармейцы вынесли парализованную монахиню вместе с кроватью за монастырскую ограду – умирать. Наутро ее замерзшую, еле живую, нашла сердобольная деревенская девочка, которая позже стала ее келейницей и до самой кончины матушки заботилась о ней.
За свою неугасающую любовь к Богу и великое смирение схимонахиня Серафима удостоилась даров Святого Духа – прозорливости и исцеления. В тяжелые безбожные годы за советом и молитвенной помощью к матушке приезжали со всей Москвы. Иногда в ее маленькой комнатке помещались до сорока человек – и никто не уходил от нее не утешенным. Старица Серафима умерла в Прощеное Воскресенье 17 февраля 1950 года. Когда ее гроб выносили из дома, все увидели в небе огромный огненный крест. Матушку похоронили, как она завещала, у Никольской церкви в Бирюлеве. А через шесть лет храм сгорел.
В 70 годы микрорайон Бирюлево-западное стал активно застраиваться. На месте церковного кладбища решено было возводить дома, и для старицы Серафимы пришлось искать новое место упокоения. Когда ее тело подняли из могилы, оказалось, что одежда схимонахини совершенно цела, а мощи нетленны.
С большими почестями старицу перезахоронили. По промыслу Божию она вновь оказалась у стен Никольского храма – бывшей церковной сторожки.
Нужны храмостроители
Новый храм в Бирюлеве пока еще не вышел из-под земли. «Нулевые» работы, как известно, самые трудные и затратные. И те деньги, которые собрали прихожане, практически уже закончились. А храм-то будет немаленький, с пятью куполами, с цокольным этажом.
Свои надежды отец Виталий связывает со спонсорами. Они еще не нашлись, но по милости Божией обязательно найдутся, потому что удивительная история Никольского храма заслуживает достойного продолжения. И чем быстрее построится новая церковь, тем раньше у каждого из нас появится возможность прийти на могилу старицы Серафимы, чтобы помолиться у ее мощей и попросить у великой подвижницы – практически нашей современницы – скорой помощи в своих нуждах.
Протоиерей Виталий Тогубицкий. В 1977 году окончил семинарию в Ленинграде, в 1978-м был рукоположен в священники. Окончил Духовную Академию в Москве. С 1979 по 1995 год служил в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. С 1995 года – настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве.
Людмила Дианова
В блокнот паломнику:
Храм свт. Николая Чудотворца в Бирюлеве
Адрес: Булатниковский пр-д, вл. 8А, платф. «Бирюлево-товарная»
Тел.: 8 (495)383-75-01