Старожилы Пскова вспоминают: город был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, а храмы, напротив, почти все остались целы. И их было хорошо видно, особенно Троицкий собор.
Когда-то, много веков назад, Троицкий собор дал начало этому древнему городу и с тех пор возвышается над ним, являясь центром псковской жизни вместе с окружающим его кремлем. В соборе совершалось «посажение на стол» (утверждение) псковских князей. У его стен шумело псковское вече, «на сенях» заседал совет вечевой республики. В соборе хранились важнейшие государственные документы. От стен Троицкого собора псковские ратники уходили биться с врагом. Перед сражением на Чудском озере вместе с псковичами здесь молился о победе над немецкими рыцарями князь Александр Невский. В подклете собора хоронили псковских князей и архиереев.
Божий знак
Согласно преданию, Псков основан княгиней Ольгой, которая родилась в 12 километрах отсюда, в деревне Выбуты. Приняв крещение в Константинополе и став первой христианкой на Руси, Ольга как-то прогуливалась верхом вдоль берега реки Великой. День был солнечным, но вдруг резко потемнело, подул сильный ветер, по небу поплыли тяжелые тучи. Внезапно выглянули три солнечных луча и сошлись на каменном мысе у слияния двух рек – Великой и Псковы. Ольга приняла это явление природы за Божий знак и воскликнула:
Деревянный и три каменных
Деревянное здание храма Святой Троицы было уничтожено пожаром в начале XII века. Второй собор, каменный, по преданию, заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод Мстиславич. В 1365 году, после обрушения свода храма, на старом основании воздвигли новый, уже третий собор. Он простоял без малого 250 лет и был разрушен взрывной волной во время пожара на пороховом складе кремля. Строительство ныне существующего четвертого Троицкого собора продолжалось 17 лет и завершилось в 1699 году. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик, увенчанный пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, значительно превосходит предыдущие храмы – его высота достигает 72 метров.
Иконостас в райских кущах
Благодаря двум ярусам окон храм хорошо освещен. Света добавляют и стены, которые никогда не были расписаны. К слову, мода на белые стены в церкви возникла в 1680-е годы, в правление царевны Софьи, и особенно распространилась в Москве. Сплошной ковер росписей на стенах казался архаичным в глазах людей, знакомых с искусством Европы. Существует и другое объяснение отсутствия росписей на стенах Троицкого храма. С началом Северной войны Псков становится местом формирования русских войск, действующих в Прибалтике. В городе ведутся масштабные земляные работы по сооружению бастионов – в их основании оказываются даже церковные строения; большинство храмов закрыто. Неудивительно, что в прифронтовых условиях было не до украшения стен собора.
Важным элементом внутреннего убранства храма становится уникальный семиярусный иконостас, который сохранился до наших дней почти в первозданном виде. Он украшен объемной позолоченной резьбой, представляющей образы райского сада с виноградной лозой, отягощенной крупными гроздьями. В серебряной раке под пурпурным балдахином хранятся главные святыни собора – мощи трех великих псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея и Николая, Христа ради юродивого.
Почему рака не двинулась с места
Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, внук Владимира Мономаха, долго и славно правил в Новгороде, но из-за интриг оставил престол. В 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на княжение. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила в Пскове была постройка первого каменного храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, оттого на иконах его часто изображают держащим в руке храм.
Только год княжил в Пскове святой Всеволод – он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя: из-за народного плача не было слышно церковного пения. Новгородцы, опомнившись, хотели забрать его тело, но рака не двинулась с места – князь отвратился от Новгорода. Никогда не нарушалась глубокая духовная связь Пскова с псковским чудотворцем. При осаде города Стефаном Баторием в 1581 году, когда поляки разрушили крепостную стену и были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил.
Видение кузнеца Доротея
Псковский князь Довмонт, в крещении Тимофей, управлял этими землями 33 года и много сделал для защиты города от захватчиков. До сих пор сохранились фрагменты построек знаменитого Довмонтова города, который когда-то шумел в стенах псковского кремля. Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых по случаю чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Этому явлению посвящен сюжет Псково-Покровской иконы – одной из святынь Троицкого собора. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ, – в углу крепости, у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского.
Пройдя со стороны Печор через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые умоляли Пречистую Деву пощадить псковичей и спасти город. Пресвятая Богородица, обещав Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. После избавления от врагов благодарные жители Пскова построили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший название «Явление Божией Матери старцу Доротею».
«Придет царь с великой яростью»
Блаженный Николай Псковский три десятилетия нес подвиг юродства. Задолго до смерти он стяжал благодать Святого Духа и получил дар пророчества и чудотворения. Современники звали его Никола Саллос (в переводе с греческого – блаженный, юродивый) и Микула Свят и уже при жизни почитали как святого.
В 1570 году, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену. «Прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии», – свидетельствует псковская летопись. Услышав колокольный звон к началу утрени по всему Пскову, царь сказал своим воинам:
– Иступите мечи о камень, да престанут убийства.
Все жители Пскова вышли на улицы, стоя на коленях у ворот своих домов с хлебом-солью для царя. Вдруг навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто на коне, и закричал: – Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови!
Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. В Троицком соборе царь слушал молебен, поклонился мощам святого князя Всеволода-Гавриила и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришел в келью юродивого, тот сказал: – Не трогай, прохожий, нас и пойди от нас, иначе не на чем тебе будет бежати.
Иоанн отказался от угощения – куска сырого мяса: – Я христианин и не ем мяса в пост.
– Ты пьешь кровь человеческую, – отвечал ему блаженный, поучая царя прекратить убийства и не грабить святые Божии церкви. Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда пал лучший конь царя. Испуганный сбывшимся пророчеством, царь бежал из города, приказав остановить грабеж.
Прах блаженного Николая погребен в Троицком соборе спасенного им города – такой чести удостаивались лишь князья и высшие духовные лица.
Много царей и войн пережил этот красивейший собор – символ и главная святыня Пскова, но чудом выстоял. В 1935 году он был закрыт, в нем организовали антирелигиозный музей, кощунственно выставили мощи святых. Службы в храме возобновились во время немецкой оккупации 1941–1944 годов и с тех пор больше не приостанавливались.
В блокнот паломнику:
Адрес: г. Псков, кремль. Храм открыт ежедневно, с 8.00 до 20.00
Елена Алексеева
Фото Андрей Кокшаров