Сколько бы вы не приезжали на Святую Землю, каждый раз обязательно узнаете для себя что-то новое. Увидите то, о чем и не догадывались. Испытаете то, что никогда не испытывали. Задумаетесь о том, что раньше просто не приходило в голову.
…Первый раз я приехала в Иерусалим на экскурсию (всего на один день), отдыхая на Кипре. Второй раз - восемь лет назад в составе одной из групп, которые собирают для паломнических туров различные туристические агентства. И вот – новая поездка. Я проведу на Святой Земле целых восемь дней. В нашей группе три (!) священника. Мы будем жить в Горненском монастыре. Наш гид – монахиня.
Три последних обстоятельства оказались самыми важными. Именно в них главные отличия этой поездки от двух предыдущих, которые, как казалось мне раньше, сложились совсем неплохо. Но, оказывается, может быть гораздо лучше. И на другом качественном уровне.
Благодаря нашим батюшкам с первого до последнего дня пребывания на Святой Земле мы имели возможность молиться, посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. А молитва в паломничестве – главное. Без нее ты обычный турист, который глазами видит, ушами слышит, а душу держит на замке.
Первый молебен с помазанием был отслужен уже через пару часов после приземления. Прямо из аэропорта мы отправились в Лидду, чтобы помолиться у гробницы великомученика Георгия Победоносца. Трудно осознать, но до наших дней сохранились оковы, в которые был закован святой! И это не музейный экспонат. Это редчайшая святыня, к которой может приложиться каждый православный человек.
Святой Георгий Победоносец почитается христианами всего мира, но крипта и могила мученика выглядят довольно скромно. Мысль о том, что подлинное величие кроется в простоте, будет еще не раз находить свое подтверждение на Святой Земле.
…Исповедь – это всегда очень волнительно, но когда свое сердце открываешь Господу там, где свершались евангельские события, то чувства и вовсе зашкаливают. От осознания своей греховности и своего недостоинства меня бил озноб… Святых Христовых Таин мы принимали в храме Рождества Христова, практически на месте рождения Спасителя.
В Вифлееме к нашей группе примкнули еще три батюшки из Астрахани. После чего на всех молебнах мы наслаждались красивейшими греческими распевами. Это было настоящим подарком всем нам.
Самое главное богослужение – это ночная Литургия у Гроба Господня. В ту ночь служили митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, Румынский патриарх Даниил, митрополит Мордовский и Саранский Зеновий. Храм был переполнен: греки, украинцы, румыны, русские…Символ Веры пели на трех языках. Когда запели наши, с радостью поддержала соборную молитву. Тогда мне хотелось, чтобы она звучала громче, торжественнее и радостнее, чем на всех других языках мира. Верую, Господи! Прими мою молитву! А к Чаше подходили, конечно, без разбора национальностей – как братья во Христе… Только на рассвете мы вернулись домой, в Горненский монастырь.
На неделю эта святая обитель действительно стала для нас домом. Можно было встать утром пораньше и до начала экскурсионной программы посетить храм, помолиться в уединении у чудотворных икон. Разговор с Богом на Святой Земле – это особый духовный опыт, который ничем нельзя заменить.
И что такое ходить по одним дорожкам с монахинями?!... Видеть те же пейзажи, что видела Пресвятая Богородица, когда пришла в Горний к своей родственнице Елисавете – матери Иоанна Крестителя?!... Быть рядом с пещерой, где родился святой Иоанн Предтеча?!...
До наших дней сохранился колодец, из которого брали воду Матерь Божия и преподобная Елисавета. Он всего в 50-ти метрах от монастырских стен. В любой момент, когда выдавалась свободная минутка, можно было спуститься к колодцу и набрать чистейшей родниковой воды.
А какая красота нас окружала: подпирающие небо кипарисы, монастырские дорожки в обрамлении цветущих кустарников и ярких клумб. Удивительная, благодатная атмосфера! И мы впитывали ее по капелькам – все время, пока жили в монастыре…
Однажды нам показалось, что у нас мало впечатлений о здешней жизни. Как живут обычные израильтяне? Решили как-то вечером выйти в город, чтобы ощутить местный «колорит», поесть мороженого. И сразу же окунулись в людскую суету, всеобщее равнодушие друг к другу и отстраненность. Нет, скорее назад из торгового центра в «наш» монастырь…
А ночью у нас была возможность послушать ночную тишину. Впрочем, тишины как раз и не было. В ночи раздавались вой шакалов, «перекличка» монастырских котов – у них начиналось время охоты. Один, вероятно самый удачный, даже принес к дверям гостиницы убитую змею. Да, это вам не городской отель в каменных джунглях…
Гостиницы для паломников в Горненском монастыре расположены на разных уровнях и незначительно отличаются по условиям проживания. Пожилых и раздобревших обычно селят на нижнем ярусе, недалеко от трапезной. Здесь, к слову сказать, находится беседка, где можно поймать сигнал Wi – Fi.
Кормят в Горненском вкусно и разнообразно: салаты, супы, творог, яйца, рыба, овощи, йогурты, каши и даже пирожные почти всегда (кроме постных дней) были на нашем столе. Все радовались, что вкусно, как дома. Что не надо привыкать к специфической восточной кухне.
Впрочем, главное в паломничестве – это пища духовная. Она на Святой Земле буквально везде. Еще в первый день наш гид - сестра Евгения - посоветовала нам обращать внимание на пробегающие за окнами автобуса природные красоты. «Это не просто земля. Это библейские пейзажи. Они как обложка Евангелия. Впитывайте в себя их духовную красоту». И мы впитывали.
Я безоговорочно доверяла сестре Евгении. Её внутренний настрой был для всех нас духовным камертоном. Мы старались быть на ее волне. Ловили каждое ее слово, потому что здесь, на Святой Земле, нет мелочей. Все важно.
Нет смысла подробно описывать нашу сверх насыщенную программу. Скажу лишь, что за время поездки мы посетили несколько монастырей. И в каждом была своя особая атмосфера – везде даже дышалось по-разному.
В монастыре Герасима Иорданского красиво, уютно и как-то удивительно спокойно. Эта обитель отличается особым гостеприимством. В тенистом дворике для нас был накрыт стол с нехитрым угощением. Вспомнили Житие святого Герасима, который, как мы знаем, был дружен со львом. Льва, конечно, здесь мы не увидели (не считая его скульптурного изображения), но зато много другой мелкой живности. Петухи, к примеру, гуляют, где хотят…
В монастыре Искушений совсем другой настрой. Торжественный и строгий. Но чтобы понять это, надо одолеть нелегкий подъем к святой обители, которая находится высоко в горах. Говорят, в этих местах человек часто подвергается различным искушениям, поэтому сестра Евгения попросила нас поменьше разговаривать.
Главная святыня монастыря – камень, на котором молился Господь наш Иисус Христос. Чудо, что мы стоим рядом с этим камнем и слушаем слова Евангелия об этом святом месте. Я подошла к окну. Передо мной горы и небо. Точно такой же пейзаж видел Спаситель две тысячи лет назад, когда пришел в эти места на молитву.
Искушений здесь не было. Они случились в монастыре Георгия Хозевита, куда приехали две большие румынские группы. Румыны торопились войти внутрь и грубо отпихнули сестру Евгению. Наша группа оказалась разделенной на две части. Пришлось смиряться и ждать, когда стихнет ажиотаж. Оказалось, что в монастыре покоятся мощи Иоанна Румынского, которого очень почитают его соотечественники.
В 50-х годах ХХ века этот святой подвизался недалеко от монастыря в пещере, где вел строгую жизнь отшельника. Через двадцать лет после смерти подвижника были обретены его мощи, которые оказались нетленными. Таковыми они остаются и по сей день.
Еще одно новое для себя имя я услышала в стенах греческого монастыря Кладезь Иакова. Это священномученик Филумен. В 1977 году он был назначен игуменом древней обители, которая была возведена на месте встречи Господа нашего Иисуса Христа с самаритянкой. Сюда приходили молиться люди самых разных национальностей, в том числе и иудеи. Последние стали требовать убрать иконы и другие священные предметы из часовни, стоявшей у святого колодца. Якобы эти иконы мешают им совершать моления. Игумен решительно отказался.
16 ноября 1979 года, когда отец Филумен в одиночестве молился в часовне, на него напали два иудея и крестообразно разрубили топором лицо, а затем взорвали гранату. Когда утром сторож-араб обнаружил тело игумена, оно было все в крови. Следы этой святой крови и по сей день видны на стенах храма...
Вот и в «нашем» Горненском монастыре в 1983 году произошла страшная трагедия. На монахиню Варвару и ее дочь - монахиню Веронику напали сатанисты и, связав, долго истязали. Затем перерезали им горло и выкололи глаза.
Еще до этой трагедии сестры, приехавшие на Святую Землю из Пюхтиц, рассказывали о предсказании старца - схиархимандрита Космы. Он предупредил матушек, что если они поедут в Иерусалим, то их там убьют. Матушки добровольно избрали путь мученичества. Пророчество сбылось через 18 лет. 19 мая – годовщина их трагической кончины, и как раз в этот день мне довелось находиться в Горненском.
…Раньше мне казалось, что мученики, принявшие смерть за веру, это люди давно ушедших эпох. Но после поездки на Святую Землю я поняла, что они гораздо-гораздо ближе к нам. И, может быть, даже есть среди нас.
Эта, третья по счету поездка на Святую Землю, заставила меня многое переосмыслить, измениться самой и заметить, как изменились находящиеся рядом со мной люди. Одна наша паломница перед поездкой была очень подавлена. Её мучили необъяснимые страхи, и она все время сомневалась в своем решении ехать. На Святой Земле её было не узнать – совершенно другой человек. И, уже вернувшись в Москву, она прислала мне такое сообщение: «Смотрю на фото и не понимаю, не осознаю до конца, что я ходила по Святой Земле. Всё, как во сне. Это поездка для меня настоящее чудо. Всем желаю ощутить ту благодать, которая посетила меня в этом благословенном месте».
К этим словам я могу добавить лишь слова благодарности всем, кто разделил со мной незабываемый духовный опыт этих восьми майских дней на Святой Земле.
Стелла Томусяк, сотрудница Паломнического Центра Московского Патриархата