Для православных людей, проживающих в Чехии, осень – особая пора, это время, когда Церковь празднует память двух святых покровителей страны – мученицы Людмилы, княгини чешской и её внука, благоверного князя Вячеслава.
Базилика святого Георгия, где покоятся мощи святой Людмилы, когда-то была самым древним православным храмом в Праге. Впоследствии храм стал католическим, сейчас в нём расположен музей. Увы, сегодня к гробнице мученицы Людмилы паломников не пускают. Государственные чиновники считают, что это нанесет вред историческому памятнику, в разряд которых зачислены мощи святой. Только раз в году православным разрешают совершить молебен у ее гробницы и приложиться к мощам.
Нынешнюю Чехию можно назвать атеистическим государством. Согласно переписи, проведённой в 2011 году, около 70 % опрошенных либо назвали себя атеистами, либо отказались отвечать на вопрос о своей религиозной принадлежности. Наибольшее количество верующих в Чехии составляют католики (10,4 % населения). За последнее время их количество уменьшилось в четыре раза. Следующая по численности группа – протестанты (0,8 % населения). Православных насчитывается 20 533 человека (0,2 % населения).
Православная Церковь Чешских земель и Словакии является автокефальной и включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую – на территории Словакии. Больше всего верующих в Моравии, чуть меньше на востоке и юге Чехии.
Экскурс в историю
К 796 году на территории современной Чехии образовалось государство Великая Моравия. Оно включало в себя территории Словакии, Богемии, а также отдельные районы Польши и Венгрии. Первым правителем империи в начале IX в. стал Моймир I. Следующим правителем Великой Моравии был Ростислав (846-870). К этому времени на территории Моравии уже действовали христианские миссионеры, однако богослужения они проводили на непонятных для славян греческом и латинском языках. При этом власть немецких епископов угрожала независимости государства. Вот почему в 862 году Ростислав, князь Моравский (причисленный Православной Церковью Чешских земель и Словакии к лику святых) после совета со своими вельможами и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который учил бы народ на родном языке. По совету святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, для этого дела были избраны ученые братья Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий.
С постом и молитвой Константин приступил к новому подвигу. При помощи своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. После завершения перевода в 863 году братья отправились в Моравию. Здесь они были приняты с великой честью и стали учить богослужению на славянском языке. Между тем немецкие епископы восстали против братьев и подали жалобу в Рим. Папа Николай I вызвал Мефодия и Константина на суд. Братья отправились в Рим, взяв с собой мощи святого Климента, Папы Римского. Однако когда прибыли туда, Николая I уже не было в живых. Его преемник Адриан II, узнав, что братья несут с собой мощи св. Климента, устроил торжественную встречу и приказал переведенные братьями книги положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке. С тех пор славянский язык стал третьим мировым языком в Европе наряду с латинским и греческим.
Пребывая в Риме, Константин принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, он скончался в возрасте 42 лет и был погребен в базилике святого Климента в Риме. После преставления Кирилла, его брат Мефодий был рукоположен в архиепископа Моравии и Паннонии. При этом Мефодию немало пришлось перенести неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Борживоя, ставшего первым христианским князем Чехии, а также его супругу Людмилу, причисленную впоследствии к лику святых.
Кончина святителя последовала в 885 году, когда ему было около 60 лет. Предчувствуя приближение смерти, Мефодий показал на одного из своих учеников, Горазда, и сказал: «Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знающий латинские книги. Если на то будет воля Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником». Отпевание святителя Мефодия совершалось на трех языках – славянском, греческом и латинском. Погребение состоялось в соборном храме Велеграда (по-славянски «великий город», в прошлом один из центров Великоморавского княжества, ныне небольшой городок, в котором проживает около 1400 человек).
По Промыслу Божьему, уроженец Моравии Горазд, наиболее опытный из учеников свт. Мефодия, стал его преемником на Моравской кафедре. Представителям немецкого духовенства не нравилось, с каким усердием Горазд окормляет свою паству, и они начали активную деятельность против него. Оклеветав Горазда, а также пресвитеров Климента, Наума, Савву и Ангеляра перед моравским князем Святополком, они обвинили их в заговоре и распространении ложного учения. Святополк принял сторону клеветников. Началось жестокое гонение на православных. Горазда и его сподвижников бросили в темницу. После длительных истязаний одних изгнали из страны, а других продали в рабство евреям. Кого-то выкупил на венецианском рынке и переправил в Константинополь посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин. Изгнанные же отправились в Болгарию, где с честью были встречены болгарским князем Борисом (в крещении Михаил), утвердившим христианство в своей стране.
Так, после краткого расцвета Православия в Великой Моравии наступил трагический перерыв более чем на тысячу лет. Мысль о возвращении к нему много раз возникала на горизонте более поздних столетий, однако никогда не была последовательно реализована. Только в начале XX века, после распада Австро-Венгрии, на чешской земле вновь стала возрождаться православная вера.
У отца Иосифа
За окнами осень, мы сидим, уютно устроившись в мягких креслах, пьем любовно приготовленный кофе дома у отца Иосифа – настоятеля единственного православного храма в городе Брно, столице Моравского края. По словам о. Иосифа, в Моравии около 30 православных храмов, но почти все они новые. Здесь много католических костелов. В последнее время в них очень любят проводить концерты…
Спрашиваю о. Иосифа, есть ли в Брно святые места, связанные с Православием.
«Здесь в Микульчицах при раскопках найдено 13 древних храмов. Это те святые места, где проповедовали Кирилл и Мефодий. Мы раз в году, на праздник этих святых, прямо на раскопках служим Литургию. Там хороший музей, очень интересно», – рассказывает о. Иосиф.
Батюшка живёт недалеко от храма, к нему домой мы дошли минуты за три. Поднимаясь в свою квартиру, он показал нам помещения в том же доме, которые храм ремонтирует для своих прихожан и их детей. «Здесь у нас будут музыкальные классы, и Закон Божий будут учить. А вот место, куда прихожане смогут прийти и отдохнуть после службы или сделать угощение, когда крестины, например, тут готовим кухню, душ, туалет. И еще на первом этаже делаем гостиницу для паломников. Теперь, слава Богу, есть место, где их принять, покормить и напоить. Сможем разместить до 30 человек», – с радостью сообщает настоятель.
Храм
Расположенный недалеко от центра Брно храм святого Вацлава стоит на возвышенности во дворах, удаленный от шумной городской суеты.
«Когда я только пришел сюда служить, – рассказывает отец Иосиф, – был очень расстроен оттого, что храм помещен на таком месте, потому что на службу ходило всего несколько бабушек. Было тяжело, я просил, чтобы дали помещение более доступное для людей. А теперь я благодарю Господа, что храм на этом месте! Сейчас народа так много, что мы передаем службу в репродуктор на улицу, где стоят прихожане, которым не хватило места в храме, и колокола звонят, и это никому не мешает».
Приход у отца Иосифа многонациональный, на службу ходят и чехи, и словаки, и русские, и русины, и украинцы, и сербы, и греки, и болгары, и даже православные арабы. Служба ведется на трёх языках – чешском, церковно-славянском и латинском. Евангелие читается на чешском и церковно-славянском. Есть и своя традиция: когда Евангелие читается на церковно-славянском языке, оно произносится по стихам, два стиха прочитают, остановятся – колокольный звон. Он так и сопровождает Священное Писание, пока батюшка не прочтет весь отрывок до конца.
«У нас в храме много частичек святых мощей, есть часть Животворящего Креста, это всё с Афона я привез, – отец Иосиф показывает на новенький мощевик, подписи к частичкам ещё не успели сделать. – Каждый год к нам приезжают поклониться иконе «Умягчение злых сердец», она очень мироточит. А вот старинная икона Божией Матери «Августовская».
Знаете, то, что вы приезжаете к нам, очень важно. Ведь городские власти до сих пор даже открытку нашего храма не сделали. А теперь есть сдвиги – уже звонят, приходят из города и области, чтобы храм сфотографировать».
В 2019 году церковная община храма св. Вацлава отмечает свое 95-летие. Несомненная заслуга в этом отца Вацлава Шевчика, первого духовного администратора прихода, и священномученика Горазда, именем которого названа улица, где стоит храм. В 1931 году он приехал его освящать…
Святой владыка
Матей Павлик (будущий епископ Горазд) родился 26 мая 1879 года в моравской деревне Груба Врбка в католической семье. Учился на католическом факультете университета в Оломоуце, по завершении образования был рукоположен в сан священника. После Первой мировой войны появилась возможность для возрождения Православной миссии на территории бывшей Австро-Венгерской империи. Тогда Матей Павлик присоединился к Сербской Православной Церкви и 24 сентября 1921 года был хиротонисан Патриархом Димитрием в сан епископа под именем Горазд (мы уже знаем, что так звали моравского епископа IX века – преемника святого равноапостольного Мефодия). В течение последующих двух десятилетий епископ Горазд и его сподвижники активно возрождали Православие в Чехословакии. Они построили одиннадцать храмов и две часовни, занимались переводом богослужебной литературы на чешский язык.
В 1939 году Чехословацкая Республика прекратила свое существование. Чешские земли были оккупированы немецкими войсками. 16 марта в соответствии с указом Адольфа Гитлера здесь был создан имперский протекторат Богемия и Моравия. Первым протектором стал барон К. фон Нейрат.
В июле 1940 года в Англии было создано временное чехословацкое правительство во главе с Эдвардом Бенешем, стремившееся к восстановлению независимой Чехословацкой Республики в границах, существовавших до Мюнхенского договора 1938 года. В самом протекторате также оформилось движение сопротивления, постепенно набиравшее силу. После нападения Третьего рейха на СССР в Чешских землях заметно увеличилось число актов саботажа и диверсий на промышленных предприятиях, железных дорогах, складах и линиях связи. Встревоженный этим Гитлер в конце сентября 1941 года отозвал из Праги фон Нейрата и назначил исполняющим обязанности протектора обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха, известного организатора многочисленных карательных акций в оккупированных странах. Прибыв в Прагу, Гейдрих сразу же объявил о введении чрезвычайного положения. Лишь за два первых месяца его правления по приговорам военно-полевых судов были казнены 342 человека и около 3000 отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Гейдрих ставил перед собой две стратегические цели: прямое уничтожение или отправка в концлагеря евреев и германизация чешского населения.
Чехословацкое правительство в Лондоне приняло решение об устранении Гейдриха как наиболее опасного военного противника. Заранее было оговорено место укрытия диверсантов: им стала крипта кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия.
После совершения нападения на Гейдриха первым в крипту собора был доставлен Ян Кубиш, получивший в результате взрыва гранаты глазное ранение. Потом здесь укрылись еще шесть человек. Их принимал отец Владимир Петршек. Он же заботился о пище для парашютистов, служил посредником в связях с членами пражского подполья.
О месте нахождения парашютистов было известно епископу Горазду. Понимая, какой опасности подвергается Православная Церковь, владыка считал, что нужно как можно скорее найти новое место для укрытия диверсантов. Они скрывались в крипте до 18 июня 1942 года. Переход в другое место был назначен на 19 июня, но ему не суждено было состояться. Нашелся предатель. Эсэсовцы окружили храм, с немецкой стороны в акции было задействовано около 1000 человек. Бой продолжался около 8 часов. Когда у парашютистов стали подходить к концу боеприпасы, они вынуждены были застрелиться.
Епископ Горазд находился в это время в Берлине. Узнав о произошедшем, владыка написал письма главе правительства протектората, министру образования и министру внутренних дел, в которых брал всю вину на себя и просил сохранить Православную Церковь в Чешских землях. Но все было напрасно.
3 сентября 1942 года Пражский полевой суд приговорил епископа Горазда, священников собора Вацлава Чикла и священника Владимира Петршека, а также старосту храма Яна Сонневенда к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 4 сентября. Кроме того, по делу об убийстве Гейдриха было арестовано 252 человека, казненных в газовых камерах лагеря Маутхаузен. Чешская Православная Церковь была запрещена, её имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям.
После освобождения Чехии в мае 1945 года Чешская Православная Церковь была восстановлена, а 28 сентября того же года ее казненные клирики были посмертно награждены крестом «In memoriam».
Именем святителя Горазда названы площади и улицы в Праге, Оломоуце, Брно и других городах. 4 мая 1961 года епископа Горазда прославила в лике новомучеников Сербская Православная Церковь (память 22 августа/4 сентября), а 24 августа 1987 года – Чехословацкая Церковь (канонизация состоялась в оломоуцком соборе в честь святого Горазда).
На улицу Горазда, в храм святого Вацлава, приходят сегодня верующие, чтобы помолиться Богу и почтить память всех усопших от века православных христиан. Нам посчастливилось побывать здесь на воскресной Литургии. Мы видели, с каким искренним желанием идут причаститься Святых Христовых Тайн люди разных национальностей: мужчины и женщины, взрослые и дети, инвалиды и здоровые – все, кто стремится к обновлению своей природы, которая была когда-то создана, чтобы уподобиться Богу. И именно здесь особо остро ощущаешь, что наша Православная Церковь – это не отдельный приход на тихой улочке, а поистине Вселенского масштаба объединение верующих людей, где «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3, 11).
Галина Дигтяренко
Фото автора