Год 1380-й от Рождества Христова с самого начала обещал православным события экстраординарные. Это был год Кириопасхи, то есть тот редкий год, выпадающий в среднем раз в столетие, когда на один день приходятся праздники Пасхи и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Именно на тот год темник Мамай, фактический правитель западной части Золотой Орды, подстрекаемый и финансируемый католиками-генуэзцами, запланировал окончательное решение русского вопроса. Решение, принятие которого затянулось на шесть лет. Шесть лет, в течение которых «этот обнаглевший Дмитрий Московский» не платит дань, не появляется в Орде, созывает по своей воле княжеские съезды и — самое главное! — осмеливается воевать против татар, да еще как успешно: разгром Бегича на Воже уже никак нельзя было стерпеть.
Хан Мамай. Худ. В. Маторин
Получив первые известия о движении Мамая, Дмитрий назначил сбор полков в Коломне. Ранним утром августовского дня, на который был назначен выход войска из Москвы, великий князь Дмитрий, другие князья и воеводы с семьями собрались под белокаменными сводами Успенского собора.
Дмитрий прежде всего помолился перед образом Спаса, призывая Господа помочь русскому воинству, даровать ему победу. Затем великий князь преклонил колена перед иконой Божией Матери, написанной святым митрополитом Петром, и перед его, первосвятителя, честными мощами.
Великокняжеский меч. Хуж. П. Рыженко
Рать Дмитрия Ивановича уходила из Москвы тремя колоннами: по Болвановской дороге (проходившей, по видимому, через современную Таганку в районе церкви Николая Чудотворца на Болвановке) шли ратники князей Белозерских; по соседней Брашевской дороге (примерно совпадавшей с современным Рязанским шоссе) двинулся к Коломне князь Владимир Андреевич Серпуховской со своей дружиной. А «самъ князь великий пойде на Котелъ дорогою». То есть Дмитрий Донской с самым большим войском на пути на Куликово поле проходил примерно по линии современного Варшавского шоссе.
К полю Куликову. Худ. Е. Данилевский
Разведка показала, что Мамай собрал огромное войско и встал станом на реке Воронеж в верховье Дона. В мамаевом войске кроме собственно татарской конницы были многочисленные наемники: камские булгары, армяне, итальянцы, осетины, черкесы.
Проводы ополчения. Худ. Ю. Ракша
А вот к Дмитрию Московскому не присоединились многие русские города. Не было на поле Куликовом представителей Твери, Рязани, Смоленска. И даже главный союзник — тесть Дмитрий Константинович, князь суздальский и нижегородский — так и не оправился от поражения на Пьяне и погрома Нижнего Новгорода, и не прислал своих ратников.
Зато были отряды Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, Вологды, Торжка; Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова. Вероятно были и представители Новгорода Великого.
Памятник владимирцам на Куликовом поле
Стратегия Дмитрия состояла в том, чтобы уйти подальше от родных стен дабы сплотить полки, так сказать, сжечь мосты. («Да не будеть ни единому же помышлениа въспять»). А заодно и подстраховаться от возможного удара в спину литовцев, осторожно продвигавшихся с запада, и извечных соперников: Твери и — особенно — Рязани.
Собравшееся в начале августа в Коломне войско в полтора раза было меньше татарского. Дмитрий Иванович решается собрать ополчение. Делу сбора ополчения очень помогла проповедь преподобного Сергия. На призыв великого старца поднялась вся Москва. В битве ополченцы («небывальцы») проявят исключительное мужество, которое во многом решит исход сражения.
Татаро-монгольское войско
На Дмитрия Ивановича давила ветхозаветная история Седекии, самовольно восставшего против вавилонского царя Навуходоносора, не получив на то благословения от пророка Иеремии. Восстание хоть и казалось Седекии богоугодным, потерпело поражение и только ухудшило положение его народа. В сознании русских татарское иго было подобием вавилонского плена, наказанием Божьим, которое нужно было со смирением терпеть. Ордынского хана называли царем, а восстание против царя считалось большим грехом. Поэтому князю Дмитрию требовалось благословение нового пророка, нового Иеремии — преподобного Сергия Радонежского.
16 августа 1380 года Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь. Многие считали, что камнем преткновения в отношениях с Мамаем была выплата дани. Великий князь прекрасно понимал, что дело не только и не столько в «ордынском выходе», и ему было просто необходимо превратить в народном сознании «битву за деньги» в «битву за веру».
Паломничество святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Святотроицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому посе Куликовской битвы в 1380 году. Худ. И. Машков.
Почему же Радонежский старец благословил русские полки на битву с Мамаем? Да потому что и преподобный Сергий, и великий князь, и весь русский народ понимали, что Мамай не «законный» хан-царь, а узурпатор, лишь на волне Великой Замятни оказавшийся на верхушке власти. Следовательно, сопротивление ему будет делом не только полезным, но и богоугодным.
Преподобный Сергий благословляет князя, пророчествует о победе, обещает венцы мучеников всем павшим воинам и посылает на битву монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
20 августа русское войско выступило из Коломны на юг.
Переправившись в ночь с 7 на 8 сентября через Дон русские сожгли позади себя мосты.
Утро на Куликовом поле. Худ. А. Бубнов
Термин «Куликовская битва» был впервые применен Карамзиным в «Истории государства Российского» в 1817 г. В древних источниках мы читаем «Мамаево побоище» или «Побоище на Дону». Триумфатор сражения, великий князь Дмитрий Иванович, стал после битвы Донским. И действительно, сражение произошло «на Дону усть Непрядвы», то есть в верховье Дона, в месте впадения в него речки Непрядвы, в 320 километрах от Москвы, на территории современной Тульской области.
Соотношение сил до сих пор вызывает в ученой среде множество споров. Разброс оценок очень велик. Так, «Задонщина», написанная еще при жизни Дмитрия Донского, сообщает нам о численности русского войска в «триста тысящь окованые рати», но согласно новейшим исследованиям, которые учитывают множество факторов, в том числе общее количество населения русских земель, принцип комплектования войск, время переправы через реки, площадь самого поля битвы, размер армии Московского князя вряд ли превышал шесть тысяч человек, что для Средневековья и так было достаточно много.
Соответственно, Мамай привел на Дон около десяти тысяч воинов.
Дмитрий грамотно использовал ландшафт: от фланговых ударов русское войско защищали Дон, Непрядва и лесной массив — Зеленая дубрава. В ней-то, по левую руку, он и спрятал Засадный полк под командованием брата Владимира Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского.
Засадный полк. Худ. М. Шаньков
Ополчение, которое теоретически могло дрогнуть и запаниковать при первом натиске татарской конницы, он, таким образом, защитил двойным рядом опытных воинов в железных доспехах.
Русские войска шли в битву под красным знаменем с изображением золотого образа Спасителя.
Перед началом боя благоверный князь произнес знаменитую речь:
«Отци и братиа моа, Господа ради подвизайтеся и святых ради церквей и веры ради христианскыа, сиа бо смерть нам ныне несть смерть, но жывотъ вечный; и ничтоже, братие, земнаго помышляйте, не уклонимся убо, да венци победными увяземся от Христа Бога и спаса душамъ нашим»
Утро на Куликовом поле началось с поединка Александра Пересвета и татарского богатыря, позднее названного в источниках Челубеем. Татарин выехал на битву в доспехах с копьем невероятной длинны. Инок Александр же облекся в рясу и схимнический куколь.
Победа Пересвета. Худ. П. Рыженко
Само сражение длилось три часа — с 6-го по 9-й час по древнерусскому счету времени, то есть с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут.
Ордынцы всей силой обрушились на Передовой полк, который практически полностью погиб, но ослабил наступательный порыв мамаевых орд. Затем в бой вступили главные силы. Покрошив изрядно Сторожевой и Передовой полки татары уперлись в Большой полк.
В это время идет неустанная молитва преподобного Сергия с братией на далеком Маковце. Горячую молитву возносит и великая княгиня Евдокия Дмитриевна в Москве.
Куликовская битва. Худ. С. Присекин
Около двух часов русские полки сдерживали непрерывные атаки мамаевой конницы на узком и тесном пространстве «... от великой тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликовом...». Примерно в половину первого дня «начаша одолевать погани». Ордынцам удалось прорваться на левом фланге русских сил и выйти в тыл Большому полку. К великому удивлению не справившись с ополченцами, они обратились к полку левой руки. Создалась критическая ситуация полного окружения и уничтожения всей рати Дмитрия Ивановича. Но в этот момент в бой вступил Засадный полк Владимира Андреевича и Дмитрия Боброка. Введение в сражение свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию на поле боя. Среди ордынцев, загнанных в реку, началась паника. Войска Мамая обратились в бегство.
Удар засадного полка. Худ. И. Маторин, П. Попов
Что же делал сам великий князь во время сражения? Стоял ли он позади своих войск и наблюдал за происходящим с безопасного расстояния, как Мамай?
Нет, великий князь Дмитрий Донской, переоблачившись с верным воеводой Михаилом Бренком, бился бок о бок со своими людьми в самом пекле боя. Дважды под Дмитрием падал конь, князь был ранен, но продолжал сражаться, пока не упал без сил в дубраве.
Разгром противника был полным, большинство ордынских воинов
было убито в бою или во время бегства. Был захвачен стан Мамая со всем имуществом и стадами.
Несколько дней русские воины хоронили павших и собирали трофеи.
Поле Куликово. Стояние на костях. Худ. П. Рыженко
14 сентября поредевшее русское войско двинулось назад. В 20-х числах подошло к Коломне. Здесь полки простояли несколько дней, а затем направились в Москву. 1 октября москвичи торжественно встречали героев Куликовской битвы.
Сражение на Дону стало краеугольным камнем русского национального самосознания.
Лев Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские».
Вадим Кожинов: «...Русь в 1380 году выступила против, в полном смысле слова, всемирной силы, в которой объединились воля авангарда тогдашнего Запада и мощь азиатского воинства. И Куликовская битва явилась непосредственным выходом Московской Руси на мировую арену и победоносным ее утверждением во всемирной истории…»
Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.
Иллюстрации:
http://govza.ru/
http://liveinternet.ru/
https://commons.wikimedia.org
http://foma.ru/
http://павел-рыженко.рф/
http://livejournal.com