Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их…

К 175-летию освящения собора Архистратига Михаила в Ситке, Аляска, США.

 

 

“Как царства падали к стопам Екатерины,

Росс Шелихов, без войск, без громоносных сил,

Притёк в Америку чрез бурные пучины,

И нову область ей и Богу покорил.

Не забывай, потомок,

Что Росс твой предок был и на Востоке громок!”

И. И. Дмитриев

 

Аляска по праву более двух столетий принадлежала российской короне. Именно русские мореплаватели и первопроходцы были первыми европейцами, открывшими эту часть американского континента. Ещё в царствование Алексея Михайловича, в 1648 г., экспедиция Семена Дежнева при переходе “из моря Студеного” описала американский берег. В 1732 г. команда “Святого Гавриила” из Чукотской экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого впервые сошла на берег Аляски, а спустя девять лет, в Ильин день 1741-го года, там было совершено первое православное богослужение: священники Второй Камчатской экспедиции В. Беринга и А. И. Чирикова, иеромонах Иларион (Трусов) и иерей Игнатий Козыревский, совершили первую на Аляске, да и, пожалуй, на всём континенте, Божественную Литургию.

Российская Империя накануне продажи Аляски

В 1778 г. русскую колонию на острове Уналашка посетила экспедиция Джеймса Кука. Один из ее участников, американец Джон Ледиард, впоследствии писал: “Едва я улегся, русские молча созвали индейцев и сотворили молитву по обычаю греческой церкви, который очень напоминает католический. Я не мог не отметить, с каким особым благоговением индейцы отдавали долг Богу у своих маленьких распятий, с каким удовольствием они отправляли многочисленные обряды, сопутствующие такого рода богослужению... Я думал, что среди религий мира эта (т.е. православие) более других способна привлекать прозелитов”. Другой участник экспедиции Кука, помощник хирурга Д. Самбелл, отмечал, что русские на Уналашке забирают детей у туземцев, учат русскому языку и “наставляют в начатках христианской религии”[i].

Настоящее освоение заморской территории началось в 1784 г., когда Г. И. Шелихов на кораблях “Три Святителя” и “Святой Симеон Богоприимец и Анна Пророчица” достиг острова Кадьяк. Бухту, в которой суда встали на якорь, назвали Трехсвятительской. Энергичный Шелихов пошёл намного дальше вольных промысловиков, давно облюбовавших американские лежбища морского зверя. Григорий Иванович начал строить укрепленные поселения, порты, верфи.

В 1788 г. он приехал в Валаамский монастырь и впервые предложил игумену Назарию отправить с ним на Аляску ученую братию для окормления русских колонистов и евангельской проповеди среди местного населения. Тем более что, Шелихов успел крестить около сорока туземцев мирянским чином[ii].

Григорий Иванович Шелихов (1749-1795)

4 мая 1793 г. императрица Екатерина II, “снисходя на просьбу именитых граждан Ивана Голикова и Григория Шелихова… чтобы в найденной ими северной части Америки основать и умножить христианский закон”[iii], повелела Свт. Синоду учредить Северо-Американскую Кадьякскую миссию. Начальником был назначен иеромонах Иоасаф (Болотов).

24 сентября 1794 г. восемь монахов Валаамского и Коневецкого монастырей прибыли на Кадьяк, тем самым положив начало проповеди Христовой веры в Северной Америке. В миссии, помимо архимандрита Иоасафа, состояли иеромонахи Ювеналий (Говорухин), Макарий (Александров), Афанасий (Михайлов), иеродиаконы Нектарий (Панов) и Стефан (Говорухин), монахи Герман (Зырянов; прп. Герман Аляскинский) и Иоасаф.

Святитель Иоасаф Кадьякский

Не прошло и двух месяцев, как был заложен деревянный храм Воскресения Христова. Вскоре построена и первая школа.

Переводчиком миссии выступил тобольский купец Осип Прянишников, знавший три местных языка. По свидетельству свт. Иоасафа, Прянишников, “с великим усердием в Евангельской проповеди укреплялся”, а его деятельность оказалась успешной, так как “он всеми Кадьякскими жителями издавна любим и почитаем за его добропорядочную жизнь и ласковое с ними обращение”[iv].

“1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяк. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2 000 браков обвенчал, построили церковь, а время позволит — сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать”[v], - докладывал свт. Иоасаф владыке Гавриилу (Петрову) в Санкт-Петербург.

Уже через 1,5 года епископ Иркутский Вениамин (Багрянский) доносил Свт. Синоду, что миссия крестила 6 740 человек. В 1795 г. иеромонах Макарий отправился на Алеутские острова, где крестил 2 472 человека, венчал 536 браков, в том числе 36 браков русских с алеутками. Иеромонах Ювеналий крестил более 700 чугачей на острове Хинчинбрук. На следующий год миру был явлен первый священномученик Америки – Ювеналий переправился на материк, и был убит язычниками у озера Илеамна.

Свщмч. Ювеналий Аляскинский

19 июля 1796 г. в связи с успехами миссии состоялось учреждение Кадьякского викариатства Иркутской епархии. 10 апреля 1799 г. архимандрит Иоасаф в Иркутске был хиротонисан во епископа. По причине значительной удаленности от Центральной России в виде исключения таинство совершил один архиерей – вышеупомянутый вл. Вениамин (Багрянский). Этот случай рукоположения во епископа одним архиереем был едва ли не единственным в истории Русской церкви[vi].

10 мая в Охотске епископ Иоасаф сел на судно “Феникс”, которое должно было доставить его в Америку. Однако корабль не прибыл в пункт назначения. Позже его остатки были выброшены на берег Кадьяка. Вместе с 38-летним архиереем в кораблекрушении погибли все сопровождающие (включая иеромонаха Макария и иеродиакона Стефана). Иоасаф Кадьякский прославлен в лике святых как равноапостольный.

На протяжении последующих сорока лет епископа на Аляску не назначали, и фактическим руководителем миссии стал прп. Герман. Духовное чадо прп. Назария Валаамского, начавший иноческий путь в Саровской пустыни одновременно с прп. Серафимом[vii], этот великий подвижник много лет прожил в уединении на острове Еловом, переименованном им в “Новый Валаам”. Старец крестил десятки тысяч жителей Аляски, а также благотворно влиял на русских колонистов. Так, с благоговением о беседах с преподобным вспоминал правитель Российско-Американской компании С. И. Яновский, обращённый Германом в православие из деистических идей, популярных в то время в высшем обществе. В 1970 году иеромонах Герман был причислен к лику преподобных, став первым американским святым в православном календаре[viii].

Преподобный Герман Аляскинский

С самого начала пребывания на Аляске у миссионеров возникло немало сложностей: местные жители находились на крайне низкой ступени развития, многие племена относились друг к другу и к белым враждебно. В Америке монахов встретил суровый климат, недостаток в самых необходимых вещах, полем деятельности для них стали разбросанные по огромному пространству труднодоступные острова и селения. Но тяжелее всего для все же привыкших к трудностям и аскезе иноков было видеть нравственный упадок русских поселенцев. Набранные в основном в Сибири лихие люди, беглые, каторжники, бродяги, оказавшиеся на краю земли и предоставленные сами себе, вели образ жизни далекий от христианского. Тем самым они не только вредили своей бессмертной душе, но и весьма затрудняли дело миссии — у алеутов и индейцев, видевших распутство и жестокость “православных христиан”, оставалось много вопросов к валаамской братии, проповедовавшей им любовь и смирение, воздержание и милосердие. Заступничество за аборигенов воспринималось как попытка подорвать авторитет власти среди местных жителей. Неизбежно нарастало напряжение в отношениях с руководством компании, которое вскоре перестало оказывать миссии поддержку.

Удар следовал за ударом: в 1795 г. умер инициатор и покровитель миссии Г. И. Шелихов, на следующий год скончалась императрица Екатерина, а в 1799 г. погиб свт. Иоасаф. Тогда же произошло преобразование Северо-Восточной Компании в Российско-Американскую со всевластием равнодушного к Церкви “эффективного менеджера” А. А. Баранова, который напрочь забыл первый пункт Акта об учреждении РАК, а именно “иметь попечение о находящейся в Америке духовной христианской грекокафалической миссии, упражняещейся в проповеди святаго Евангелия и в приведении непр[о]священных американских и островных народов в познание истиннаго Бога”[ix].

Однако Баранов ни в коем случае не был гонителем Церкви. Он жертвовал собственные средства на строительство храмов, присутствовал на богослужениях, любил колокольный звон. Прп. Герман стал восприемником его сына Антипатра.

Александр Андреевич Баранов (1746-1819)

Более того, по многочисленным свидетельствам Александр Андреевич отличался личным бескорыстием.

“При сдаче дел все компанейское имущество, считавшееся налицо, найдено не только в совершеннейшем порядке, но даже в количестве, превышавшем значащееся по описям. Размеры нежданного превышения впечатляют, ожидали найти имущества на 4 800 000 рублей, а его обнаружилось на семь миллионов. Все недоброжелатели, много лет распространявшие слухи, что Баранов тишком обогащается, моментально прикусили языки…”[x]

В 1799 г. Баранов основал на острове Ситка (ныне остров Баранова) форт Архангела Михаила. Через три года в ходе конфликта с индейцами форт был разрушен, но русские вскоре вернули контроль над территорией, а поселение перенесли на более удобное место рядом с бухтой. Новое поселение получило имя Новоархангельск. Место первого форта до сих пор носит русское название Starrigavan.

С 1808 года Новоархангельск становится столицей российских владений в Северной Америке. Разбогатевший на доходы Российско-Американской компании, он стал известен как “Париж Тихого океана”. Однако аляскинская православная братия находилась в бедственном положении. Это побудило Свт. Синод в 1823 г. выступить с предложением закрыть миссию, но император Александр I не утвердил этого решения.

Новый этап в развитии американской миссии связан с именем свт. Иннокентия (Вениаминова), будущего митрополита Московского. Он был направлен на остров Уналашка ещё в сане иерея в 1824 г. В общей сложности Иннокентий пробыл на Аляске более тридцати лет. Овдовев он принял монашеский постриг, и в 1841 г. был рукоположен во епископа — первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.

Свт. Иннокентий поднял деятельность миссии на качественно новый уровень. Благодаря его самоотверженным трудам число христиан в Русской Америке выросло в разы и превысило на момент продажи 12 000 человек. Владыка Иннокентий изучил алеутский язык и перевел на него Новый Завет, Божественную Литургию свт. Иоанна Златоуста и Катехизис, создал букварь. Кроме того святитель обучал аборигенов плотницкому искусству, проводил массовую вакцинацию от оспы. В 1845 г. им была открыта Новоархангельская духовная семинария, 20 ноября 1848 г. освящен кафедральный собор во имя Архистратига Михаила, который до сих пор, хоть и перестроенный после пожара 1966 года, является одной из главных исторических достопримечательностей Аляски (второй аутентичный памятник русскому присутствию – Вознесенский собор на Уналашке 1896 года постройки). В 1858 г. было учреждено Новоархангельское викариатство Камчатской, Курильской и Алеутской епархии, и вл. Иннокентий, возглавивший последнюю, переехал сначала в основанный им Благовещенск, а после избрания его в 1868 г. Московским митрополитом — в первопрестольный град.

Святитель Иннокентий Московский

К этому моменту Аляска уже была продана Соединённым Штатам. На полуострове действовали 43 православные общины, 9 храмов, 35 часовен, 17 школ и 3 детских приюта.

Собор во имя Архистратига Михаила в г. Ситка (бывш. Новоархангельск), Аляска

Вопреки распространенному мнению свт. Иннокентий не выступал против продажи Аляски Соединенным Штатам. Более того, он видел в этой сделке перспективы дальнейшей проповеди Православия в Северной Америке. В письме обер-прокурору Свт. Синода Д. А. Толстому святитель предлагал перенести резиденцию викария в Сан-Франциско и перейти на английский язык. Так и было сделано еще при жизни св. Иннокентия, а вместо викариатства была учреждена самостоятельная епархия[xi]. В начале XX в. миссионерские труды свт. Иннокентия в Новом свете продолжил свт. Тихон (Беллавин).

Служители церкви внесли огромный вклад в просвещение аборигенов Аляски. Грамотность среди алеутов была на высоком уровне. Например, на острове св. Павла все взрослое население умело читать на родном языке.

Плоды просветительной деятельности Русской Церкви впоследствии отметил американский парламент. Во время дебатов конгрессмены укоряли свое правительство в том, что оно ничего не делало для нравственного и материального блага Аляски. “Не так поступало, – сказал один из парламентариев, – русское правительство и русское духовенство: из дикарей они сделали христиан, из невежд – образованных; они строили церкви, основывали школы и до сих пор еще лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а, к стыду нашему, из Санкт-Петербурга и из Москвы”[xii].

Этап в истории русского православия в Америке, длившийся с момента продажи Аляски и до революции 1917 года, был весьма плодотворным. Перевод кафедры на материк оказал самое благотворное влияние на распространение православной веры по всей территории Соединенных Штатов, а далее и в Канаде, и в Южной Америке.

Живо православие и на Аляске. Благодаря трудам свв. Иоасафа, Германа, Иннокентия и многих других подвижников, в этом штате сохраняется самая большая доля православных христиан во всех США[xiii].

Крестный ход в г. Ситка (бывш. Новоархангельск), Аляска

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

https://drevo-info.ru/

https://sobory.ru

https://commons.wikipedia.org

https://walksitka.files.wordpress.com/

 

[i] Болховитинов Н. Н. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII в. – 1794 год) // Американский ежегодник 1993. М., 1994. С. 128

[ii] Шелихов Г. И. Российского купца Григория Шелихова странствования... Хабаровск, 1971. С. 46.

[iii] Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. С. 39.

[iv] Болховитинов Н. Н. Указ. соч. С. 127.

[v] Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской православной церкви: синодальный и новейший периоды, 1700-2005. М., 2012. С. 190.

[vi] Августин (Никитин), архимандрит. Первая миссия // Русская Америка. Вологда, № 1, 1994. С. 6.

[vii] Корсун С. А. Герман Аляскинский и С. И. Яновский // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения “К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741-2011)”: материалы: 19-20 окт. 2011 г. Петропавловск-Камчатский, 2012. С. 50.

[viii] Августин (Никитин). Указ. соч. С. 7.

[ix] Цит. по: Климент (Капалин), митрополит. О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 2, 2010. С. 18.

[x] Хлебников К. Т. Жизнеописание Александра Андреевича Баранова, главного правителя российских колоний в Америке. СПб, 1835. С. 97.

[xi] См. Димитрий Григорьев, прот. Русская Православная Миссия в Северной Америке: к 200-летию со дня основания // Журнал Московской Патриархии. № 1, 1991 С. 59-60.

[xii] Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 710-711.

[xiii] Электронный ресурс. URL: https://www.worldatlas.com/articles/us-states-by-orthodox-christian-population.html

Поделиться в социальных сетях:

#Святые, #Страны, #Россия, #Православие, #Валаам, #Америка, #Апостол Сибири и Америки, #Аляска, #Русская Америка, #Герман Аляскинский, #Святитель Иннокентий, #Ситка, #Новоархангельск, #США, #Соединенные Штаты Америки, #Православная Церковь в Америке, #Миссия

21 Nov 2023