Чудо Саввы о вице-короле. Опыт исследования источников.

 

Житие преподобного Саввы Сторожевского не только увлекательное и душеполезное агиографические произведение, но и одно из самых живых, динамичных, саморазвивающихся жизнеописаний святых угодников Божиих; оно относится к тому немногочисленному числу житий, которые свидетельствует нам о реальном участии святых в нашей жизни, их помощи, оказываемой нам спустя многие годы и даже столетия после земной кончины угодника.

Первоначальный текст жития звенигородского игумена, написанный в середине XVI века Маркеллом Хутынским, постоянно пополнялся новыми чудесами преподобного. Причём многие из них были явлены при большом количестве свидетелей и/или известным историческим деятелям, а последствия прямого вмешательства святого Саввы в ход событий были значительными в масштабе государства. Здесь мы можем вспомнить и чудесное спасение царя Алексея Михайловича на охоте, и явление преподобного ему же в Наре, и спасение Петра Великого при Полтаве, и многое другое.

К одним из ярких эпизодов жития преподобного относится его явление вице-королю Италии Эжену (или, как принято называть его в отечественной историографии, Евгению) Богарне в 1812 г.

Принц Евгений Богарне, вице-король Италии. Портрет работы Андреа Аппиани.

В любом более-менее расширенном современном издании жития можно встретить рассказ об этом событии. Но откуда оно стало известно редакторам и издателям? Кому и когда рассказал пасынок Бонапарта о произошедшем с ним в стенах Сторожевской обители чуде? В этом мы и попытались разобраться.

Но сначала вкратце напомню суть самого исследуемого события.

Во время нашествия Наполеона его приемный сын (ребенок его жены Жозефины от первого брака), вице-король Италии, принц и генерал Евгений Богарне командовал 4-м пехотным корпусом, который участвовал в битвах при Витебске и Смоленске, и, конечно, в Бородинском сражении. После Бородина “Великая армия” двинулась на Москву тремя колоннами. Путь корпуса Богарне пролегал через древний Звенигород.

На пути французов беспокоили партизаны Винцингероде (примечательный факт: правой и левой руками Винцингероде были будущие политические противники: декабрист Сергей Волконский и шеф жандармов Александр Бенкендорф)

31 августа передовые части корпуса вошли в Саввино-Сторожевский монастырь. Французов (а также баварцев и итальянцев, которых под началом Богарне было до половины личного состава) встретили лишь несколько монахов – большая часть братии, взяв казну и некоторые ценности, успела эвакуироваться на восток.

Принц Евгений расположился на ночевку в царском дворце. Там ему во сне или наяву явился старец, который приказал не грабить монастырь и пообещал вице-королю благополучное возвращение домой, если он послушается. Утром Богарне узнал ночного гостя на иконе, распорядился запечатать собор, приставил к нему охрану и поспешил убраться из обители.

Житие прп. Саввы Сторожевского. Роспись стен храма прп.Саввы в селе Аносово Смоленской области.

Затем была Москва, Малоярославец, Красное, Березина и возвращение домой. Поистине чудесным образом Евгений не только выжил, но даже не был ранен. При том, что он оставался при армии до самого конца, взяв на себя командование её жалкими остатками, которые ему посчастливилось довести до Магдебурга. Напомню, что только генералов в “русскую кампанию” было убито несколько десятков, а всего Великая армия в 1812 г. потеряла от 80% до 90% личного состава. Незавидная судьба ожидала многих наполеоновских военачальников и после войны. Так, Мортье, взрывавший во время отступления Московский Кремль, сам был убит бомбой, которая предназначалась для короля Людовика-Филиппа; Жюно сошел с ума; Ней и Мюрат были расстреляны, Бертье бросился с балкона своего замка; Бессьер убит под Люценом; маршал Понятовский утонул, и т.д. На их фоне мирная кончина Евгения в кругу семьи выглядит исключением и настоящим Божиим даром. И косвенным подтверждением вмешательства в его судьбу неземных сил.

Тем интереснее выглядит задача найти первоисточник информации о встрече принца с преподобным Саввой.

Обратимся сначала к мемуарам самого Евгения Богарне. Наверняка такое неординарное событие как явление давно умершего святого старца нашло себе место в 10-томном сборнике воспоминаний и переписки вице-короля! Открываем “Mémoires et correspondance politique et militaire du prince Eugène”. В восьмом томе, посвященном “русской кампании" событиям 31 августа – 1 сентября 1812 г. посвящено ровно две страницы, Звенигород упоминается три раза, Саввино-Сторожевский монастырь – ни разу[1]. Впрочем, все воспоминания Богарне сводятся к официальной корреспонденции. В основном с начальником штаба Бертье касательно перемещения дивизий.

Значительно подробнее описывает звенигородский эпизод инженер-географ штаба 4-го корпуса, капитан Эжен Лабом. Его книга воспоминаний “Relation complète de la campagne de Russie, en 1812” была переведена на русский и вышла под названием “От триумфа до разгрома. Русская кампания 1812 года”.

Лабом уделяет событиям 31 августа несколько страниц, и его рассказ крайне занимателен. Особенно ценно его воспоминание о разговоре с одним из монастырских старцев, который поражает француза уровнем владения его языка, широтой кругозора, степенью осведомленности о европейских делах и градусом патриотизма.

“Удивленный и потрясенный таким количеством необыкновенных вещей, о которых мне рассказал этот добрый старик, я почувствовал глубокое уважение к этому народу, великому, даже в своих несчастьях, и я сказал себе: «Воистину непобедим тот народ, который верен своим принципам, не прячется в минуту опасности и способен пожертвовать всем ради сохранения своей веры и своего государства»”, пишет Лабом[2].

Но ни о чём выходящем за рамки земной реальности капитан также не вспомнил. В принципе это неудивительно. Вряд ли вице-король стал бы рассказывать сослуживцам, и тем более неограниченному кругу лиц в мемуарах, о ночной беседе с давно умершим русским монахом. В секулярной Франции его бы сочли сумасшедшим.

Таким образом вплоть до XX века мы не найдём в западных источниках ни слова о явлении Саввы Сторожевского пасынку Наполеона (только в 1904 г. рассказ об этом чуде, явно переведенный с русского, появится в парижском журнале Revue Catholique des Eglises[3])

Тогда обратимся к русским источникам.

Логично начать со сборников житий святых, изданных после 1812 г.

«Жития святых российской церкви, также иверских и славянских» А.Н. Муравьева 1856 г. и «Русские святые, чтимые всею Церковию или местно» архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) 1865 г. содержат подробный рассказ о преподобном Савве, многочисленных его чудесах, но об Отечественной войне в них нет ни строчки.

Посмотрим светские книги.

«Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря» С.К. Смирнова 1846 г. содержит свидетельство об Отечественной войне и упоминание о том, что французы не тронули монастырь, что Богарне подходил к раке прп. Саввы, распрашивал братию о святом и лично приказал запечатать церковь; но что именно побудило его так поступить, остаётся за рамками повествования[4].

Однако в переиздании «Исторического описания...» 1877 г. Сергей Константинович значительно обогащает свой рассказ. Во-первых, мы узнаём, что монастырь французы всё-таки тронули, изрядно пограбили и изгадили ризницу, братские кельи, трапезную, колокольню, дворец Алексея Михайловича и проч. А вот соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и почивающие в ней мощи преподобного Саввы неприятель действительно оставил в неприкосновенности[5]. И здесь впервые со ссылкой на некое предание появляется упоминание ночного видения вице-королю.

Что это за предание, становится понятно, если мы ознакомимся с изданной три года ранее книге “Простая речь о мудреных вещах” за авторством известного московского историка Михаила Петровича Погодина. В главе “Из жизни принца Евгения, вице-короля Италийского” и содержится рассказ о чудесном явлении преподобного Саввы. Однако рассказ этот передан через третьи руки. Погодин помечает, что записал его со слов Н.Д. Хвощинской, которой он был пересказан П.П. Новосильцевым, которому, в свою очередь, его поведал лично сын вице-короля, Максимилиан[6].

Тем не менее с того момента эпизод этот пошел в народ и стал неотъемлемой частью Жития преподобного Саввы Сторожевского. Подробности явления святого мы находим, например, в статье И.А. Конобеевского в Прибавлении к Церковным ведомостям за 1898 г.

И, наконец, все покровы сорваны! В журнале “Русская старина” за январь-март 1914 г. выходит статья “Семейное предание”, полностью посвящённое явлению Саввы Сторожевского Евгению Богарне в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 г.[7]

Что же это за семья, чьё предание сохранило в деталях чудесное видение столетней давности? И откуда с каждым годом в русских публикациях появлялось всё больше деталей о чуде в Звенигороде? Кто эти анонимные свидетели событий, непосредственные участники которых давно умерли?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратим наше внимание на судьбу потомков Евгения Богарне.

Сам вице-король скончался в 1824 г. в своих немецких владениях. Он не только без единой царапины ушел из России, но и спокойно пережил падение Бонапарта, реставрацию Бурбонов, “Сто дней”, вторую реставрацию, и закончил свои дни в кругу семьи с титулом пэра Франции и герцога Лейхтенбергского. Т.е. после ночи в Звенигороде Евгению сопутствовала удача, как и обещал ему преподобный Савва.

Его старший сын Максимиллиан в 1837 г. по поручению своего дяди, баварского короля Людвига I, посетил Россию, чтобы участвовать в кавалерийских маневрах. Через год он был награждён орденом Св. Андрея Первозванного и принят в российскую службу в чине генерал-майора.

Максимилиан Лейхтенбергский. Портрет работы Карла Брюллова.

В России он был тепло принят императорской семьей (вообще сыновья Павла I испытывали симпатию к Богарне – император Александр на Венском конгрессе предлагал кандидатуру Евгения на королевский престол Франции) и познакомился с дочерью Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В октябре 1838 г. он официально стал её женихом, а 2 июля 1839 г. состоялась их свадьба. В этом браке родилось семеро детей – семь герцогов и герцогинь Лейхтенбергских. В 1845 г. Максимилиан продал свои владения в Италии и окончательно перебрался в Россию (купил имение Ивановка в Тамбовской губернии). И – удивительное совпадение – уже в следующем году в упомянутом выше “Историческом описании...” Смирнова появляется первое упоминание о роли отца Максимилиана Евгениевича в сохранении Саввино-Сторожевской обители.

Как мы уже знаем, с каждым годом история обрастала всё большими подробностями, пока не приобрела канонический вид в “Русской старине”. А теперь смотрим на авторство этой статьи 1914-го года. Автором “Семейного предания” является никто иной как Георгий Николаевич, герцог Лейхтенбергский, внук Максимилиана и правнук Евгения Богарне.

Георгий Николаевич Лейхтенбергский с бароном Петром Врангелем.

К слову, если Максимилиан ещё оставался католиком, то его с Марией Николаевной дети были крещены в православной вере. И до сих пор их потомки почитают преподобного Савву Сторожевского как небесного покровителя своей семьи. Внучка Георгия Николаевича, Елена Дмитриевна, родившаяся в эмиграции, в Баварии, и прожившая полжизни в Америке, приняла постриг в русском Покровском монастыре во Франции, приняв имя Елисавета. Матушка свято хранит семейное предание Богарне-Лейхтенбергских и молится преподобному Савве Сторожевскому о “временех мирных” для обоих родных ей народах[8].

 

Монахиня Елисавета, урожденная Елена Дмитриевна Лейхтенбергская.

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

http://gtrksmolensk.ru/

http://www.pravmir.ru/

https://www.kp.ru

https://commons.wikimedia.org

http://www.pravoslavie.ru/

 

[i] Mémoires et correspondance politique et militaire du Prince Eugène, Vol. 5. Paris, 1860. P. 9, 41-46.

[2] Лабом, Эжен. От триумфа до разгрома. Русская кампания 1812-го года. М., 2016. С. 59.

[3] Revue Catholique des Eglises, 1904, № 1. P. 468.

[4] Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1846. С. 38-39.

[5] Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 40-44.

[6] Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах. М., 1884. С. 202-204.

[7] Семейное предание // Русская старина. Г. 45. Т. 158, Кн. 3-4, Март-Апрель. СПб, 1914. С. 476-482.

[8] "Христианство выше наций. Беседы с принцессой Лейхтенбергской – веселые и серьезные". [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/63906.html.

Поделиться в социальных сетях:

#Святые, #Россия, #Православие, #История, #Преподобный Савва Сторожевский, #Савва Сторожевский, #Монастырь Саввы Сторожевского, #Сторожевский Монастырь, #Саввино-Сторожевский монастырь, #Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде, #Монастырь в Звенигороде, #Звенигород, #Франция

15 Dec 2023