Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская…

635 лет со дня кончины святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

 

Святой благоверный великий князь Димитрий Донской 

 

Сегодня исполняется 635 лет со дня кончины святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

Великий князь Дмитрий Иванович, в будущем прозванный Донским за победу над ордами Мамая на Куликовом поле, родился в 1350 г.

«Сий убо князь Дмитрий родися от благородну и честну родителю — сын князя Ивана Ивановича и матере великые княгини Александры. Внук же бысть православнаго князя Ивана Даниловича, събрателя Руской земли, корене святого и Богом насаженаго саду, отрасль благоплодна и цвѣт прекрасный царя Володимера, новаго Костянтина, крестившаго землю Рускую... Въспитан же бысть въ благочестьи и въ славѣ, съ всяцѣмь наказаниемь духовнымъ, и от самѣх пеленъ Бога възлюби».

Воспитателем рано осиротевшего князя, а также фактическим правителем Московского княжества до его совершеннолетия, стал митрополит Алексий, великий святитель земли Русской.

Воспользовавшись малолетством Дмитрия Ивановича, ярлык на Великое княжение Владимирское захватил суздальский князь Дмитрий Константинович. Однако юный правитель Москвы под руководством святителя Алексия вступил в борьбу с Суздалем и одержал победу. Дмитрий Константинович признал первенство Москвы и стал союзником своего младшего тезки. Союз был скреплен браком Дмитрия Ивановича с дочерью суздальского князя Евдокией (прп. Евфросинией Московской).

18 (31) января 1366 г. в г. Коломне митрополит Алексий совершил венчание Великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича и дочери Великого князя Суздальского и Нижегородского Дмитрия Константиновича Евдокии. За 23 года счастливого брака Евдокия Дмитриевна родит Дмитрию 12 детей: восемь сыновей и четырёх дочерей. Прямые потомки этой пары будут править Россией более двух столетий.

«И по брацѣ цѣломудрено живяста, яко златоперсистый голубь и сладкоглаголиваа ластовица, съ умилением смотряху своего спасениа, въ чистѣи съвѣсти, крѣпостию разума предръжа земное царство и к небесному присягаа, и плотиугодиа не творяху»

 

Свадьба свв. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. Москва, XVI в

 

Сразу после венчания с Евдокией Дмитриевной великий князь Дмитрий Иванович приступил к строительству в Москве первого каменного Кремля. Возведённая в рекордно короткие сроки, эта Белокаменная крепость никогда не будет взята неприятелем и простоит более ста лет, до тех пор пока правнук Дмитрия Донского Иван III не заменит её новым Кремлём, дошедшим до наших дней.

 

Строительство белокаменого Московского Кремля. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. Москва, XVI в

 

Дмитрий Донской окончательно и бесповоротно утвердил первенство Москвы на Руси, похоронив надежды главного соперника – Твери – и стоящего за ней Великого Княжества Литовского. Великий князь Дмитрий Иванович вышел победителем в этой войне, обеспечив мир на западных рубежах Руси на ближайшее столетие.

На съезде 1374-1375 гг. в Переславле русские князья создали коалицию во главе с Дмитрием Донским. Съезду предшествовал разрыв Великого князя с Мамаем, а главным итогом существования союза стала Битва на Куликовом поле шесть лет спустя. Съезд прошёл под видом семейного торжества, а именно крестин только что родившегося третьего сына Дмитрия и Евдокии Юрия, будущего князя Звенигородского и Галичского, и Великого князя Московского. Восприемником княжича от купели стал преподобный Сергий Радонежский.

 

Прп. Сергий Радонежский в Переславле крестит Юрия, сына свв. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. Москва, XVI в

 

После убийства хана Бердибека в Золотой Орде началась междоусобица, названная русскими летописцами "Великой Замятнёй". За 21 год в Сарае сменилось 25 ханов. Внутренние нестроения ослабили Улус Джучи, усилились центробежные тенденции. В условиях вакуума законной власти к кормилу пришёл Мамай. С которым и предстояло столкнуться в смертном бою на поле Куликовом великому князю Дмитрию Донскому сотоварищи.

За два года до Куликовской битвы русские полки под командованием Дмитрия Донского одержали уверенную победу над татарским войском на берегах реки Вожи. Этот успех, дарованный православным накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, укрепил боевой дух русских ратников. Мамай же начал готовиться к генеральному сражению, которое состоится 8 сентября 1380 г. на берегах Дона и Непрядвы.

 

Битва на реке Вожа, 1378 г. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. Москва, XVI в

 

В благодарность Пресвятой Богородице за победу на Воже, дарованную русским полкам за четыре дня до праздника Успения, великий князь Дмитрий Иванович закладывает грандиозный каменный Успенский собор в Коломне. Строительство собора, расписывать который пригласили великого Феофана Грека, окажется драматичным и будет завершено уже сыном Дмитрия Донского Василием.

Мамай в течение шести лет терпел своеволие московского князя Дмитрия, отказавшегося платить дань и приезжать с поклоном в Орду. После поражения на Воже стало ясно, что для подчинения Руси потребуется вся мощь степного войска плюс наёмники. Кроме того, в отличие от Батыя и его потомков, довольствовавшимся установлением ига, Мамай решил убить великого князя, уничтожить православную веру, поработить русский народ.

«И бѣ в себѣ нача глаголати къ своим еулпатом и ясаулом, и князем, и воеводам, и всѣм татаром, яко: «Азъ не хощу тако сътворити, якоже Батый, нъ егда доиду Руси и убию князя их, и которые грады красные довлѣють нам, и ту сядем и Русью владѣем, тихо и безмятежно пожывемъ».

Мамай привел на Дон огромную армию, в полтора раза больше объединённого русского войска, хоть и усиленного ополчением. Кроме того, к темнику на помощь шёл литовский князь Ягайло, и свои услуги предложил рязанский князь Олег. Собрав полки в Коломне, в ночь с 7 на 8 сентября Дмитрий Иванович переправился через Дон и сжёг позади мосты.

За четыре дня до выступления из Коломны великий князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия Радонежского. Святой Сергий не только благословляет князя и его воинов, но и посылает с ним двух своих братьев-монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

 

«Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского». Худ. Игорь Токарев. 2016

 

«“Подобает ти, господине, пещися о врученном от Бога христоименитому стаду. Поиди противу безбожныхь, и Богу помагающу ти, побѣдиши и здравъ въ свое отечьство с великыми похвалами възъвратишися”. Великый же князь рече: “Аще ми Богъ поможет, отче, поставлю монастырь въ имя пречистые Богоматере”. И сиа рекъ, въсприемь благословение, отиде, поиде скоро».

Великий князь Дмитрий Иванович вошёл в историю как Донской, потому что главная битва его жизни, в которой он одержал триумфальную победу, произошла на Дону, у устья реки Непрядвы, на небольшом поле, именуемом Куликовым, окружённом оврагами и дубравами. В одной из дубрав князь Дмитрий и спрятал Засадный полк, решивший исход сражения.

Битва на поле Куликовом состоялась 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Перед началом боя благоверный князь произнес знаменитую речь:

«Отци и братиа моя, Господа ради подвизайтеся и святых ради церквей и вѣры ради христианскыа, сиа бо смерть нам нынѣ нѣсть смерть, нъ жывотъ вѣчный; и ничтоже, братие, земнаго помышляйте, не уклонимся убо, да вѣнци побѣдными увяземся от Христа Бога и спаса душамъ нашим»

Началось Мамаево побоище с поединка Александра Пересвета и татарского богатыря, в котором оба погибли. Само сражение длилось три часа. Превосходящие числом татары начали было одолевать, но с Божией помощью, призываемой преподобным Сергием и княгиней Евдокией, русские полки одержали победу: в ключевой момент в битву вступил Засадный полк, и мамаево войско обратилось в бегство. Великий князь Дмитрий, бившийся в самом пекле, был найден еле живым.

 

«Удар засадного полка». Худ. В. Маторин, П. Попов, 1970

 

Русские полки во главе с великим князем Дмитрием триумфально вернулись в Москву. Едва спасшийся Мамай немедленно начал готовиться к реваншу. Но вскоре был разгромлен новым ханом Тохтамышем.

Куликовская битва явилась краеугольным камнем русского национального самосознания и началом освобождения Руси от татарского ига. Увековечение памяти о героях Куликовской битвы началось сразу после победы. Сам Дмитрий Донской, а затем его супруга Евдокия строили храмы в благодарность Спасителю и Пресвятой Богородице.

Признав нового хана Тохтамыша законным «царём», Дмитрий Донской, тем не менее, не возобновил выплату дани и на поклон в Сарай не поехал. 31 августа 1382 г. Тохтамыш с большим войском подошёл к Москве. Воспользовавшись отсутствием великого князя, он обманул москвичей и ворвался в открытые ворота. Под татарскими саблями и в огне пожара погибло много тысяч человек. Чудом от ордынцев удалось уйти Евдокии Дмитриевне.

 

«Хан Тохтамыш сжигает Москву, 1382 г. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. Москва, XVI в»

 

Вернувшись в Москву, Дмитрий горько плакал на пепелище.

«И видѣша град взят, и плѣненъ, и огнемь пожженъ, и святыа церкви разорены, а людий побитых трупиа мертвыхъ без числа лежаще. И о семь сжалиси зѣло, яко и расплакатися има съ слезами»

Таким образом, несмотря на триумф на Куликовом поле, иго продолжалось. В тот исторический момент разгром сепаратиста Мамая только укрепил Золотую Орду, вновь собранную воедино железной рукой Тохтамыша. Дни Улуса Джучи объективно были сочтены, но только правнук Дмитрия Донского — великий князь Иван III — через сто лет окончательно скинет монгольское ярмо с Руси.

За четыре года до Куликовской битвы, во время похода на Волжскую Булгарию, русские воины познакомились с новым видом оружия, применявшегося татарами, - огнестрельным. При нашествии Тохтамыша пушки, ещё трофейные, уже защищали Москву. А при сыне Дмитрия и Евдокии, великом князе Василии I, в Москве было налажено собственное производство пороха и орудий. Очень быстро русские оружейники и артиллеристы прославятся своим искусством на весь мир.

Одним из символов правления Дмитрия Донского, ознаменовавшегося национальным возрождением и утверждением независимости, укреплением русской государственности, стало возобновление после трехвекового перерыва чеканки на Руси собственной серебряной монеты.

Дмитрий Донской скончался на 38-м году жизни, пробыв во главе Русского государства более 25 лет. Оплаканный княгиней Евдокией, детьми, боярами и народом, он был похоронен в Архангельском соборе. Юбилейный Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 г. причислил его к лику святых.

 

Кончина св. блгв. кн. Дмитрия Донского. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. Москва, XVI в

 

38 лет. Много это или мало? На первый взгляд мало. Но, если призадуматься...

Во-первых, средняя продолжительность жизни в XIV в. не превышала 40 лет. Во-вторых, детство Дмитрия закончилось очень рано. В 9 лет он остался сиротой, причём ему пришлось сразу включиться в борьбу за власть, а в 15 он уже женился. За 23 года брака у Дмитрия и Евдокии родилось 12 детей. В-третьих, Дмитрий Иванович пробыл на Владимирском престоле более четверти века, т.е. дольше всех своих предшественников, не считая Всеволода Большое Гнездо. Таким образом, Дмитрий Донской прожил яркую, насыщенную жизнь. И его достижений, как в политическом, так и в личном плане хватило бы на нескольких иных правителей.

Мы не знаем, от чего скончался князь Дмитрий. Летопись немногословна: «и паки впаде в болшую болезнь, и стенание приде в сердци его, яко и внутреним его торгатися». Вопреки распространённому мнению, летописи не сообщают нам о ранениях Донского. На Куликовом поле «самому же князю великому бяше видѣти всь доспѣх его битъ, язвенъ, но на телеси его не бяше раны никоеа же...»

Однако мы можем смело предполагать гигантское расходование душевных сил Дмитрия Ивановича, нервов, сердца... Великий князь многое пережил за свою недолгую жизнь: смерть родителей, детей, соратников; предательство; покушения на свою жизнь; разорение любимой Москвы; отправку наследника в Орду в качестве заложника. Как человек истинно верующий, он, несомненно, глубоко переживал всё происходящее. Как мужчина, глава семьи, великий князь, все свои переживания он держал внутри; он не мог себе позволить паниковать, жаловаться, впадать в депрессию, просто выглядеть растерянным. На Дмитрии Ивановиче лежал такой груз ответственности, какой в состоянии выдержать редкое сердце. Судя по всему, оно-то и дало сбой.

Не лишены основания предположения о смерти Дмитрия от инфаркта или иной болезни сердца. Смерть не была скоропостижной. Великий князь успел составить Духовную грамоту (Завещание), которую засвидетельствовали присутствовавшие у постели умирающего преподобный Сергий и десять ближайших бояр.

Последним утешением для князя стало появление на свет ещё одного сына. За три дня до кончины Дмитрия, который уже находился на смертном одре, Евдокия рожает сына Константина, будущего князя Угличского.

 

Памятник свв. Дмитрию Донскому и Евдокии Дмитриевне с чадами у храма прп. Евфросинии Московской в Котловке. Скульптор Д.В. Кукколос

 

Высокое почитание Дмитрия Донского отражено в литературных памятниках куликовского цикла.

В народном сознании великий князь Дмитрий предстоит как настоящий народный герой, былинный богатырь. Причём, наравне с Александром Невским, это Князь-Победитель, а не Князь-Мученик как, например, Михаил Тверской. Это человек, находившийся под особым покровительством небесных сил, благословлённый великими святыми русской земли: свт. Алексием, прпп. Сергием Радонежским, Димитрием Прилуцким, Феодором Симоновским.

Безусловно он являет собой и образ примерного семьянина.

Главным итогом правления великого князя Дмитрия Донского стало окончательное и бесповоротное утверждение Москвы в качестве центра объединения Руси. Ярлык на Великое княжение Владимирское стал наследственным достоянием московского дома Рюриковичей, и этот факт более не оспаривался ни другими русскими князьями, ни ханами Золотой Орды.

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

http://lj.rossia.org

http://artchive.ru/

http://www.stihi.ru/

Поделиться в социальных сетях:



29 May 2024