Великий Государь Филарет Никитич – победитель Смуты и основатель династии

В 2016 году произошло мало кем замеченное, но довольно знаковое событие. Одной из старейших улиц Москвы был окончательно возвращен исторический облик. Речь идет об улице Варварка, в конце которой на небольшом пригорке стоит скромный, но изящный храм Рождества Иоанна Предтечи. В отличие от церквей, находящихся ближе к Красной площади, в том числе давшей название улице храма святой великомученицы Варвары, Иоанно-Предтеченскому не повезло. В Советское время он, кажется, единственный на Варварке, был изуродован до неузнаваемости и простоял в таком неприглядном виде почти четверть века с распада СССР. В конце концов, руки реставраторов дошли и до него: были восстановлены колокольня, красивые восьмиугольные окна четверика, внешний декор середины XVIII в. и ограда.

 

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке

Если бы это была действующая церковь, то сегодня в ней отмечали престольный праздник. Но помимо чествования святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в этот день обязательно молитвенно вспомнили бы человека, которому эта чудесная церковь обязана своим появлением.

Дело в том, что 405 лет назад, 24 июня 1619 года, в день Рождества Иоанна Предтечи, после семилетнего периода вдовства Московской первосвятительской кафедры на нее был возведён Святейший Патриарх Филарет – прародитель Российского Императорского Дома Романовых. Именно в память своей интронизации патриарх и приказал поставить в Китай-городе перед Варварскими воротами церковь Рождества Иоанна Предтечи.

 

Патриарх Филарет уникальная историческая фигура. Племянник царя Ивана Грозного и, соответственно, двоюродный брат царя Федора Ивановича, к концу правления последнего он имел чин боярина и главного дворового воеводы. Его отец, Никита Романович, родной брат царицы Анастасии, считался одним из трёх руководителей ближней царской думы. Однако Борис Годунов в борьбе за власть обрушил на сыновей старого и больного Никиты молот репрессий. Четверых братьев Романовых признали виновными в колдовстве и сослали в самые отдаленные места русского севера, где они вскоре и умерли в невыносимых условиях.

Старшего же брата Федора царь приказал постричь в монахи с именем Филарет и заточил в Антониевом Сийском монастыре под строгий надзор. Жену Федора Никитича, Ксению Шестову, также постригли под именем Марфы и, разлучив с детьми, сослали в Заонежье.

Возможно, монаха Филарета ждала та же незавидная судьба, что и его братьев, но Борис Годунов умер, а Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Ивана Грозного, освободил своего «кузена» и, ссылаясь на то, что Годунов постриг его насильно, предлагал снять иноческие одежды. Однако Филарет отказался, и мнимый родственник устроил его карьеру по церковной линии – поставил митрополитом на древнюю и почетную Ростовскую кафедру.

Сменивший Лжедмитрия царь Василий Шуйский отправил митрополита Филарета в Углич освидетельствовать и перенести в Москву останки настоящего царевича Димитрия. Задание было выполнено, а останки постановили впредь считать святыми мощами.

Перенесение мощей царевича Димитрия в Москву

Впрочем, многочисленные чудеса от гроба убиенного отрока не помешали тысячам русских людей выступить на стороне второго самозванца, объявившего себя спасшимся царевичем. Шайки тушинского вора наводнили страну, и дошли до Ростова Великого. Митрополит заперся со своей паствой в соборе и воодушевлял людей на подвиг. Ворвавшиеся в храм мятежники схватили Филарета и отправили в лагерь Лжедмитрия. Последний, изобразивший трогательное воссоединение семьи, назначил почетного пленника своим патриархом. Самозванца не смущало, что в столице на первосвятительском престоле сидел святитель Ермоген – в Тушино создавалось параллельная московской структура власти, в том числе и церковной.

Филарет избрал осторожную линию поведения. Он не противоречил Лжедмитрию или королю Польши Сигизмунду, когда те обращались к нему как к главе Церкви. Но сам признавал патриархом только Ермогена. Сам же будущий священномученик полностью вошел в сложное положение митрополита и в своих грамотах, написанных по случаю низвержения Шуйского, осуждая тех дворян, что отъехали в Тушино, подчеркивает: «сие слово не ко всем пишем, но к тем, которые..., преступив крестное целование, отъехали, изменив государю..., а которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею,.. таковых мы не порицаем».

Священномученик Ермоген, патриарх Московский

Более определенно высказывается о пребывании Филарета в Тушине троицкий келарь Авраамий Палицын, говоря: «сей Филарет разумен сый и не преклонился ни на десно, ни на лево, но пребысть твердо в правой вере».

Неслучайно и в каноне из службы святому Ермогену мы читаем:

Бо́гови рабо́тницы и тебе́ помо́щницы бы́ша святи́тели Христо́вы: / Филаре́т Росто́вский, Ефре́м Каза́нский, Феокти́ст Тверски́й и Галактио́н Су́ждальский, // и́миже во всю зе́млю изы́де сло́во твое́, Ермоге́не святи́телю, и в концы́ Руси́ веща́ние твое́.

Итак, польский король Сигизмунд называл Филарета патриархом и вел с ним переговоры относительно кандидатуры Владислава на московский трон. Филарет не был принципиально против королевича, но, во-первых, с твердым условием крещения его в Православную веру, во-вторых, только по «решению московскаго государства и полады всего освященнаго собора».

В итоге переговоры зашли в тупик, семибоярщина предала русские интересы и отдалась «на всю королевскую волю», отряд Жолкевского вошел в Москву, а несгибаемый митрополит был пленен поляками и увезен в Варшаву.

Митрополит Филарет в польском плену

В 1613 году, через несколько месяцев после того как ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от интервентов, Земский собор избрал на царский престол 16-летнего сына Филарета Михаила. Однако нового патриарха даже не думали выбирать, потому что все ждали возвращения из плена Филарета. Одни уже считали его патриархом, другие полагали, что он самый подходящий кандидат, третьи просто не представляли выборы без голоса митрополита Филарета.

Тем временем варшавского пленника начинают поминать при богослужениях и писать на антиминсах со странным титулованием – как «митрополита Московского и всея России». Будто и не было в России патриаршества…

В 1618 г. Речь Посполитая совершила последнюю попытку одержать верх над Россией. После неудачной осады Москвы и Троице-Сергиева монастыря было подписано Деулинское перемирие, одним из условий которого стал долгожданный размен пленными.

1 июня 1619 г. митрополит Филарет пересек границу России. Восьмилетнее пребывание в неволе чрезвычайно возвысило его в глазах россиян. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православную веру от католиков-поляков.

Встреча царем Михаилом отца по возвращении его из польского плена

Торжественная встреча произошла 14-го июня. За пять верст от Москвы выехал сам царь Михаил, с боярами и народом. Сын поклонился в ноги отцу, отец сыну. Все рыдали от умиления. Царь даровал амнистию заключенным.

Воссоединение семьи произошло на память пророка Елисея. В благодарность святому в Белом городе был построен храм, память о котором осталась только в названии переулка между переулками Брюсовым и Леонтьевским.

У Никитских ворот, через которые Филарет въезжал в Москву, впоследствии был поставлен больничный монастырь во имя небесного покровителя митрополита до монашеского пострига – преподобного Феодора Студита. В 1709 г. иноческая община была упразднена, но сам храм дожил до наших дней и сегодня действует как приходской.

Храм прп. Феодора Студита у Никитских ворот

В июне 1619 года в Москве как нельзя кстати находился патриарх Иерусалимский Феофан III. Конечно же царь попросил его возглавить собор русских епископов, единогласно проголосовавших за избрание Филарета патриархом, а затем и настолование нового предстоятеля Русской Церкви.

Феофан III, Патриарх Иерусалимский

Сразу после интронизации патриарха Филарета проявилось исключительное положение Святейшего как соправителя Российского государства. Вместо обычного для патриарха титула «Великий Господин» Филарет стал использовать словосочетание «Великий Государь». Такой же как у царя. Кроме того, он предпочитал писаться с отчеством, мудрено сочетая его с монашеским именем – Филарет Никитич. В России начался период торжества византийской модели «симфонии властей».

 

Филарет, патриарх Московский и всея Руси

Власть патриарха Филарета была поистине безграничной. Ни до, ни после никто из предстоятелей Русской Церкви не пользовался такой честью. Материальной базой Святейшего стала огромная Патриаршая область, включившая в себя десятки городов, а административный аппарат дублировал царский со всеми его приказами, казной и даже стрелецким войском.

Одним из первых деяний новоизбранного патриарха стало оправдание преподобного Дионисия Радонежского. Попавший под тяжелую руку местоблюстителя патриаршего престола Ионы Крутицкого, герой Смутного времени почти год безвинно томился в застенках Новоспасского монастыря. Созванный Филаретом Собор полностью снял обвинения с Дионисия. С великой честью и дарами он был возвращен на свое место настоятеля Троице-Сергиева монастыря. Вскоре его там посетил патриарх Феофан.

Рака преподобного Дионисия Радонежского в Серапионовой палате Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Филарет Никитич сделал все возможное для скорейшего возобновление прерванного Смутой книгопечатания. Уже в 1620 г. Печатный двор, работавший после пожара в Кремле, был возвращен на Никольскую, и в нем было уже 70 станков. Из Московской типографии за время Филарета вышло изданий больше, чем за все время русского книгопечатания со времен Ивана Федорова. Царь и патриарх щедро рассылали книги по всем епархиям по себестоимости, а в далекую Сибирь и вовсе бесплатно.

Правильная палата Московского печатного двора

К слову, процесс освоения Сибири не прерывался даже в Смутное время. Еще при жизни патриарха Филарета русские первопроходцы заложили Братский и Якутский остроги. За Урал хлынул поток переселенцев, массово крестились в Православие местные жители. Остро встал вопрос о церковном управлении новых обширных и столь удаленных от центра земель.

8 сентября 1620 года святейший патриарх рукоположил во архиепископа Сибирского и Тобольского хутынского архимандрита Киприана. Более ста лет, пока не появится Иркутская епархия, вся территория России от Урала до Тихого океана будет окормляться Тобольским архиереем.

Тобольск. Немецкая гравюра 1694 года

С именем патриарха Филарета связано появление феномена Тверской Карелии. Православные карелы, оказавшиеся по условиям Столбовского мира на территории Швеции, вскоре начали ощущать давление со стороны лютеранских миссионеров. С каждым годом жить православным людям в протестантской стране становилось все тяжелее. Сначала десятки, потом сотни и тысячи семей стали переселяться в Русское царство. Патриарх Филарет и царь Михаил приказали расселять единоверцев на территории бывшей Бежецкой Пятины Новгородской земли. Компактное проживание карел вокруг Весьегонска и Лихославля (Тверская область) сохраняется и в наши дни.

Положение Ризы Гоподней. Фрагмент иконы

25 февраля 1625 г., в Москву прибыло посольство персидского шаха Аббаса. Глава посольства Урусамбек поднес патриарху Филарету в дар золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, и сказал, что в нем находится Риза Господа Иисуса Христа. Ввиду того, что подарок приехал из мусульманской страны, а надписи внутри ковчега были выполнены на латыни, осторожный патриарх выразил обоснованные сомнения в подлинности святыни. Тогда Филарет благословил всей Москве поститься семь дней, во всех храмах совершать молебны, носить Ризу Господню к больным и возлагать на них. Не прошло недели, как от святыни начали совершаться многие исцеления. Созванный Собор объявил о подлинном происхождении Ризы и определил поставить ковчег с ней в Успенском соборе, а также учредить празднование. С тех пор каждый новорожденный наследник Российского престола получал частичку Ризы Господней для ношения в нательном кресте. В Донской слободе, на месте встречи персидского посольства, был воздвигнут Ризоположенский храм. Каменная церковь, сменившая деревянную, была освящена в 1716 гг. Советская власть храм никогда не закрывала. А в 1951 году патриарх Алексий I подарил приходу аналойную икону с частицей Ризы Господней. Святой образ доступен для поклонения каждый год на престольный праздник 23 июля.

Храм Положения Ризы Господней в Донской слободе

Святейший патриарх Филарет Никитич скончался на Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября 1633 г., достигнув 80-летнего возраста. Как и его предшественники, он был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. В честь отца царь Михаил Федорович основал «на Убогих Домах» Покровский монастырь, ныне известный во всем православном мире благодаря пребыванию в нем честных мощей блаженной Матроны Московской.

Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет Никитич

По словам историка А.В. Карташева, «особо важную роль сыграла личность Филарета в укреплении власти царя пред лицом боярских претензий после Смутного времени. Помимо веса отца царя, Филарет своим высшим иерархическим авторитетом реализовал номинальное самодержавие Михаила, облекая его в сакральные одежды. После Смуты, разлагающей и профанирующей мистику всякой власти, это невесомое Филаретово воздействие на укрепление верховной власти было бесспорно его исторической заслугой».

Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопамятного Святейшего Патриарха Филарета!

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

Поделиться в социальных сетях:



04 Jul 2024