“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне

 

Полтавская баталия. Фрагмент мозаики М.В. Ломоносова

 

Петр Первый в истории Православной Церкви фигура пререкаемая. Революция в области нравов, засилие иностранцев, упразднение патриаршества, мелочное вмешательство во внутренние дела, жесткое регулирование деятельности монастырей, – все это не без основания припоминает Церковь императору вот уже три столетия. Неприятие петровских реформ у отдельных представителей “народа божьего” доходило до объявления царя антихристом и сочинения легенд о подмене природного государя на немца.

Однако пережив шок первых лет царствования, Церковь поняла, что царь ей не враг; что, несмотря на все его немощи, государь остается православным человеком. Да и достижения России в годы Петра Алексеевича были, что называется, на лицо. Уже вскоре после “Нарвской конфузии” преобразованная царем армия и юный флот начали бить шведов и отвоевывать исконные русские земли, возвращая в “родную гавань” не только города и крепости, но и древние святыни – например, Валаамский монастырь.

Сам Петр всегда подчеркивал свое упование не столько на пушки и мушкеты, сколько на Господа. Неизменно государь благодарил Бога и его святых за дарованные победы. Не стала в этом смысле исключением и самая главная петровская “виктория” – разгром Карла XII у стен Полтавы.

Триумф русской армии пришелся на память преподобного Сампсона Странноприимца. Сей факт не остался незамеченным царем, и вскоре в строящейся столице появился храм в честь этого подвижника V века. Петру Алексеевичу не впервой было ставить церкви малоизвестным святым. За три года до Полтавы на берегу Невы был освящен храм во имя преподобного Исаакия Далматского. В день его памяти царю посчастливилось увидеть свет Божий в 1672 году.

 

Первая деревянная Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге

 

Итак, 27 июня 1709 года еще недавно считавшаяся непобедимой шведская армия была разгромлена под Полтавской крепостью. Главная победа Северной войны свершилась. Уже через пять месяцев в присутствии царя на Выборгской дороге в трех верстах от Заячьего острова была заложена Сампсониевская церковь.

Святой Сампсон был знатным и образованным римлянином, славился набожностью и добрыми делами. Он отпустил на волю рабов и переселился в Константинополь, где бескорыстно лечил всех к нему приходящих. Слава целителя дошла до пораженного тяжким недугом святого императора Юстиниана. Базилевс, которому не могли помочь лучшие врачи державы, усердно молился об исцелении — и во сне ему было открыто, что спасти его может лишь некий лекарь Сампсон. Император приказал искать чудесного доктора по всей столице. Прибыв во дворец, Сампсон начал лечить Юстиниана не столько лекарствами, сколько молитвой, и его августейший пациент быстро поправился. Благодарный император предлагал Сампсону любое вознаграждение, но тот лишь попросил построить приют и больницу для нищих скитальцев. Юстиниан исполнил просьбу своего спасителя. До конца жизни святой Сампсон, не жалея сил, трудился в этой больнице, помогал несчастным, принимал и лечил страждущих. После упокоения он не прекратил помогать всем с верой к нему обращающимся, и был прославлен в лике святых. Мы слышим имя преподобного Сампсона на каждом таинстве елеосвящения (соборования).

 

Преподобный Сампсон Странноприимец. Фреска церкви Святого Николая Орфаноса монастыря Влатадон. Салоники, Греция. 1310 - 1315 гг.

Преподобный Сампсон Странноприимец молится Богу о победе русской армии под Полтавой. Гравюра XIX века. С.В. Кульженко

 

Почему для сооружения храма было выбрано именно это место?

Дело в том, что здесь находились казармы Гренадерского полка (собственно, храм и стоит на углу Большого Сампсониевского проспекта и Гренадерской улицы). При казармах находился лазарет, впоследствии ставший Генеральным сухопутным госпиталем, здесь же возникла и первая богадельня для солдат-инвалидов. В 1719 году неподалеку появился и Генеральный адмиралтейский госпиталь, выросший в дальнейшем в Военно-медицинскую академию. Таким образом, церковь во имя святого целителя, да еще и вымолившего у Бога победу в генеральном сражении Великой Северной войны, пришлась здесь как нельзя кстати.

 

Макет первого деревянного Сампсониевского храма в Санкт-Петербурге. Размещен в Сампсониевском соборе

 

Уже через год бревенчатый храм с небольшим куполом был освящен. Он простоял почти 30 лет. В нем проводились богослужения для гренадеров и пациентов госпиталей (на клиросе были отведены специальные места для инвалидов и немощных), совершались ежегодные празднования в честь Полтавской победы. Петр Алексеевич неизменно появлялся в камзоле и шляпе, которые были на нем в день битвы.

От первой деревянной церкви сохранились небольшие иконостасы северного и южного приделов. Считается, что северный придел царь приказал освятить в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в память своего старшего брата и соправителя, царя Ивана Алексеевича, умершего в 1696 году. Южный придел Михаила Архангела подчеркивал значение Сампсониевского собора, как памятника воинской славы.

Царь распорядился открыть при храме два кладбища – православное и иноверческое. Государь справедливо рассудил, что святой Сампсон был не только целителем, но и странноприимцем, а почти все первые петербуржцы были пришельцами на этой земле, вот пусть они и покоятся под молитвенным покровом святого странноприимца. На Сампсониевском кладбище обрели покой архитектор Д. Трезини, первый президент Академии наук Л. Блюментрост, фельдмаршал Б. Миних, казненные в годы бироновщины А.П. Волынский, А.Ф. Хрущёв, П.М. Еропкин, и многие другие.

Хоронили “у Сампсона” бесплатно, но люди активно жертвовали на храм. И уже в 1740 году деревянную церковь сменяет каменный собор, доживший до наших дней и являющийся вторым после Петропавловского собора старейшим православным храмом северной столицы.

В годы Великой Отечественной войны воинский собор страдал со всем голодающим городом и сражающейся страной: в него попало несколько немецких снарядов, были повреждены главный купол, колокольни, скульптуры.

 

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

 

К 200-летию Полтавской виктории, в соборе появилась особая роспись – изображение чудотворной Каплуновской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитался участниками сражения. Дело в том, что село Каплуновка находится в 30 км к западу от поля битвы. В 1688 году в этом селении был построен храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым священником в нее был назначен Иоанн Ильич Уманов. При нем и появилась в Каплуновке чудотворная икона. Однажды, отцу Иоанну явился во сне некий старец и сказал ему: “через два дня к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой — 80, а третий 90 лет: у старшего сними со связки семь икон и возьми восьмую — Казанскую икону Божией Матери, и узришь благодать”. Так и произошло. Возвращаясь из храма домой, пресвитер встретил трех странников, которых пригласил к себе. Увидев связку с иконами, отец Иоанн попросил старца дать ему восьмую, которая оказалась списком Казанской размером в пядь (около 18 см). Образ оставался в доме священника две недели, а на третьей явилась ему во сне Дева, необыкновенной красоты, сказавшая: “Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий”. Священник так и поступил. С тех пор новоявленная икона стала привлекать многочисленных богомольцев.

Когда Карл XII приближался к Слободской Украине, то епархиальное начальство предписало эвакуировать икону в Харьков. Сделано это было не зря. Шведский король остановился в доме священника Уманова. Воины Карла разорили село, хотели сжечь церковь, но все усилия их были тщетны, и спалить храм по какой-то причине не удалось. Это очень удивило Карла, он спросил Мазепу, чтобы это могло значить. Гетман рассказал королю, о чудесах от иконы Божией Матери. Карл на это ответил: “Смотри, если мы церкви одной, без иконы, не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама эта икона, мало нам надежды на успех”.

 

Каплуновская икона Божией Матери. Фотография оригинальной утраченной иконы из статьи старшего научного сотрудника ЦМДКИ им. Андрея Рублёва Н.Н. Чугреевой «Казанская Каплуновская икона Богоматери и победа под Полтавой» из сб. статей «Полтава. К 300-летию Полтавского сражения». М, 2009.

 

Петр решил взять чудотворный образ к войскам. Накануне сражения Каплуновский образ носили по всем полкам и благословляли им коленопреклоненных воинов. После молебна царь трижды поклонился иконе и просил у Царицы Небесной заступничества за Россию.

Объезжая готовые к бою войска, Петр остановился против гвардейских полков и, обратившись к офицерам, сказал: “Вы были самовидцы, колико дерзкие неприятели храмов Божиих православного нашего закона оскверняли, попирая ногами святыню , на которую зрети недостойны, ругаясь обрядам святым и посмеиваясь истинной нашей вере. Вам известно, что кичливый и прозорливый их король войску своему расписал уже в Москве квартиры; генерала своего Шпара пожаловал уже генерал-губернатором московским и любезное наше отечество определил разделить на малые княжества и, введя в оное еретическую веру, совсем истребить. Оставим ли такие ругательства и презрение наше без отмщения? Да не будет!”.

 

Слова царя Петра Великого перед Полтавской битвой. Фрагмент украшения Сампсониевской церкви на поле сражения. Полтава, Украина

 

Армии был зачитан замечательный по своей мысли, силе и краткости приказ — бессмертный памятник величия души Петра и любви его к родине: “Воины!... се пришел час, который должен решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающаго по вас; на Того Единого, яко всесильного в бранях, уповайте; а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего”.

Сражение под Полтавой было настолько ожесточенным, царь настолько самоотвержен, а помощь Бога и его святых настолько очевидны, что в Петра Алексеевича трижды стреляли и трижды Господь уберег его не только от гибели, но и от ранения.

Об этом впоследствии народ сложил песню на стихи А.Ф. Градцева:

Было дело под Полтавой,

Дело славное, друзья!

Мы дрались тогда со шведом

Под знаменами Петра.

Наш могучий император —

Память вечная ему! —

Сам, родимый, пред полками,

Словно сокол, он летал,

Сам ружьем солдатским правил,

Сам и пушки заряжал.

Бой кипел. Герой Полтавы,

Наш державный великан,

Уж не раз грозою грянул

На могучий вражий стан.

Пули облаком носились,

Кровь горячая лилась,

Вдруг одна злодейка-пуля

В шляпу царскую впилась…

Видно, шведы промахнулись, —

Император усидел,

Шляпу снял, перекрестился,

Снова в битву полетел.

Много шведов, много русских

Пред Полтавою легло…

Вдруг еще впилася пуля

В его царское седло.

Не смутился император,

Взор как молния сверкал,

Конь не дрогнул от удара,

Но быстрее поскакал.

Но как раз и третья пуля

Повстречалася с Петром,

Прямо в грудь она летела

И ударила как гром.

Диво дивное свершилось:

В этот миг царь усидел.

На груди царя высокой

Чудотворный крест висел;

С визгом пуля отскочила

От широкого креста,

И спасенный победитель

Славил господа Христа.

Было дело под Полтавой;

Сотни лет еще пройдут, —

Эти царские три пули

В сердце русском не умрут!

 

В благодарность Божией Матери за дарованную победу Петр принес в дар приходу Каплуновки позолоченную ризу художественной работы и киот, на нижней доске которого была вырезана надпись: “в сем ковчеге царь Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божьей Матери”. Перед возвращением святой иконы, государь приказал сделать список для Сампсониевского храма.

 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Каплуновка. Не сохранился. Фотография из статьи Н.Н. Чугреевой

 

В “Акафисте Пресвятой Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския”, о Каплуновском образе сказано следующее: “Видев царь Пётр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божию содеваются многие чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев (шведов – И.Р.) в щит и покров, и победив до конца врага, помощью Богоматери, тем камень совершенный во основание нового царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави”.

К сожалению, чудотворная Каплуновская икона Богоматери исчезла, по разным данным, либо накануне первой русской революции 1905 года, либо после 1917 года, либо в Великую Отечественную. В настоящий момент несколько икон на Украине претендуют на имя обретенной Каплуновской.

 

Крестный ход с Каплуновской иконой на 200-летие Полтавской битвы. Фотография из статьи Н.Н. Чугреевой

 

После окончательного разгрома шведов путь русского монарха лежал через Киев. Там в Софийском соборе с приветственным словом выступил ученый монах (будущий архиепископ Новгородский и автор “Духовного регламента”) Феофан (Прокопович). Прошло только пять лет с его возвращения из Рима, где он учился в иезуитской коллегии святого Афанасия. Совершив обычную для того времени “кражу знаний”, греко-католик Феофан вернулся в лоно Православной Церкви, и стал преподавателем поэтики, риторики, философии и богословия в Киево-Могилянской академии.

 

Архиепископ Феофан (Прокопович)

 

«Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе …» было с восторгом принято Петром и тут же издано отдельной брошюрой в типографии Киево-Печерской Лавры (в качестве приложения в издание вошла и поэма Феофана, также посвященная Полтаве, — «Епиникион, си есть песнь победная о тойжде преславной победе»). Больше всего поразил царя риторический прием, использованный в панегирике Прокоповичем, а именно переход от преподобного Сампсона Странноприимца, с трудом вписывающегося в военно-патриотический контекст Полтавской баталии, к другому Сампсону — ветхозаветному судии израильскому, славному своей силой и удалью, убившему ослиной челюстью тысячу филистимлян и голыми руками победившему льва.

“Растерзал еси, аки вторый Самсон (не без смотрения же, мню, божия и в день сей Самсона случися победа твоя), растерзал еси мужественне льва свейского”.

 

Титульный лист «Панегирикоса…» Феофана (Прокоповича)

 

Особая точность попадания Феофана состояла в том, что именно лев являлся символом Шведского королевства. Минимум с XIII века один, два или даже три льва изображаются на гербе этого скандинавского государства.

Самсон, разрывающий пасть льву, как аллегория победы России над Швецией под Полтавой в день святого Сампсона, в 25-ю годовщину битвы украсил центральный фонтан дворцово-паркового комплекса Петергофа.

 

Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву». Петергоф.

 

По личному повелению Петра Алексеевича, другой малорос, ректор Московской Славяно-греко-латинской академии, архимандрит (будущий архиепископ Тверской и Кашинский) Феофилакт (Лопатинский) составил особую службу по случаю Полтавской победы. Ее текст был рассмотрен самим государем, поправлен, одобрен и в 1710 году напечатан.

 

Архиепископ Феофилакт (Лопатинский)

 

Как пишет доктор философских наук Александр Евгеньев Наумов, “в службе Карл XII, «лжехристианин», «непочитатель Креста святого», «Божественных икон посмеятель», уподоблен древнему фараону, Навуходоносору, гордому Голиафу, Сисаре, погибшему с Мадиамом, Никанору, побеждённому Маккавеями, магу Симону и др. Свейский лев упал, как Сатанаил, его челюсти растерзаны посланным с неба новым Самсоном, шведы разбиты с помощью Господа как змий и ангелы его, смущены как зиждители вавилонского столпа, побеждены как ассирийцы, египтяне и проч. Иван Мазепа, это «вторый Иуда», «раб и льстец», «сын погибельный», «диавол нравом, а не человек», «треклятый отступник». Оставляя Петра, Мазепа оставил Иисуса и христианство, а Пётр как помазанник, по примеру царя Давида, прямо и нарицается в тексте службы – Христос. Он Моисей, победивший Амалика, Константин – Максентия, он «вертоградарь православный», он «крестоносный православный российский царь» и «святых икон поборник». Шведы могли его увидеть как «благочестивого монарха» и «милостивого победителя», а Россия стала «новым Сионом». Автор несколько раз сравнивает Петра российского с «верховнейшим» апостолом Петром, а все преданные царю «рабы», как остальные апостолы, в отличие от Иуды-Мазепы, суть «души предавший за своего владыку». Иисус Христос, который на море подал апостолу Петру руку помощи, «сей и ныне во время ратнаго волнения, государя нашего Петра ят за руку и изведе его от печалей многих»” (Наумов А. Е. Святость в эпоху Петра Первого // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 607–608).

Помимо Сампсониевского храма в Санкт-Петербурге по приказу Петра мемориальный монастырь должен был появиться на самом поле битвы. Государь издал указ о сооружении под Полтавой Петропавловского монастыря с церковью во имя Сампсона Странноприимца. Однако исполнение приказа долго откладывали и только в 1840 году, по предложению генерал-губернатора Александра Григорьевича Строганова, был проведен конкурс проектов на строительство церкви (о монастыре речь уже не шла). Победителем стал проект архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя, выполненный в русско-византийском стиле. Храм заложили в годовщину сражения, 27 июня 1852 года. Средства на строительства пожертвовал черниговский помещик И.С. Судиенко. 15 июля 1856 года храм был освящён.

 

Сампсониевская церковь на месте сражения под Полтавой. Архитектор И.И. Шарлемань. 1856 г.

 

В 1909 году, к 200-летию Полтавской баталии, на внешней стене алтарной апсиды выполнили картину, изображающую обращение Петра к армии накануне битвы, под которой установили мраморную плиту с фрагментом этого обращения. В 1929 году храм был закрыт богоборческой властью, через год разрушена колокольня. Картина с изображением Петра исчезла. В храме устроили склад. В 1988 году началась реставрация, а еще через четыре года официально возобновила свою деятельность церковная община Сампсониевского храма Полтавской епархии Украинской Православной Церкви. О текущем положении храма и памятников на месте Полтавской битвы, тем более, о том, в каком ключе сейчас освящается Великая Северная война, какие оценки даются на Украине Петру Великому, королю Карлу XII, гетману Мазепе, лучше умолчать.

 

Фрагмент украшения Сампсониевской церкви на поле сражения. Полтава, Украина

 

Остается надеяться, что память о великой “виктории” 1709 года будет оставаться в сердцах потомков всех отцов этой победы. А их немало в странах Святой Руси, какие бы государственные границы ее не разделяли. Православная Церковь молится об упокоении душ всех вождей и воинов на поле Полтавской брани головы свои положивших, всех умерших от ран, болезней и в работах горьких, о всех предках наших, и, конечно, об упокоении Благочестивейшего Государя Императора и Самодержца Всероссийского Петра Алексеевича — по молитвам Пресвятой Богородицы и преподобного Самсона Странноприимца раз и навсегда изгнавшего шведского льва из пределов богохранимого Отечества нашего.

 

Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации:

https://fotoload.ru/

https://commons.wikimedia.org/

https://spb-guide.ru

 

Поделиться в социальных сетях:



10 Jul 2024