Поклониться святому Кресту в Годеново и попросить у Господа помощи в житейских делах приезжают тысячи и тысячи паломников. Но подходя к Распятию, мы редко задумываемся о том, какое оно заключает в себе послание нам, наследникам православной веры.
…Святитель Иоанн Златоуст о главном символе христианства сказал так: «Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки».
Если бы Господь наш Иисус Христос не взошел на Крест, у нас не было бы надежды на обретение вечной жизни в Царствии Небесном. В самой крестной жертве заключается бесконечное милосердие Спасителя. Но как Крест соотносится со свободой? От кого? От чего?
В современном мире свободу толкуют по-разному. Кто-то понимает под этим словом набор юридически закрепленных прав, кто-то новые возможности, а кто-то — обычное своеволие: хочу – и делаю!
Своеволие как свобода от нравственных законов, как свобода грешить без всяких ограничений приводит к разрушению личности, к уничтожению божественного начала в человеке.
От этого предостерегает нас святитель Иоанн Златоуст: «Такова уж человеческая природа, когда она, делая грехи, не бывает обуздываема, но пользуется свободою, то идет все далее и низвергается в пропасть».
Человеческая природа, отягощенная первородным грехом, легко поддается различным соблазнам, которых в наше время особенно много и которые в общественном пространстве, зачастую, считаются нормой жизни.
Как правило, чем больше у человека денег, тем больше у него соблазнов и больше возможностей оставаться безнаказанным за нарушение закона или причиненное другим людям зло. У богатых нередко возникает чувство ложной свободы.
Но нравственные законы одинаковы для всех, независимо от того, какое положение человек занимает в обществе. Даже очень богатый человек ни за какие сокровища мира не сможет откупиться от угрызений совести и от греховных страстей.
На это ещё в IV веке указывал преподобный Антоний Великий: «Не должно… называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что такие суть рабы чувственных страстей».
Рабы греха, учат святые отцы, не могут быть свободными людьми. И в этом смысле очень важно отличать внешнюю свободу от внутренней, истинной свободы.
Подвижники веры, находясь в плену или темнице, были гораздо более свободными, чем многие из нас. Яркий тому пример – святой праведный Иоанн Русский, который попал в плен во время Прутского похода 1711 года и был продан турецкому офицеру.
Русскому солдату, который даже под страхом смерти не отрекся от Христа, разрешили исповедовать свою веру. Молясь и прославляя Господа, Иоанн достиг такой свободы духа, что внешние обстоятельства жизни перестали для него иметь всякое значение. Душа пленника пребывала в Господе и в радости, с которой не могли сравниться никакие земные блага. Это понял даже его хозяин-иноверец. А когда по молитвам святого стали происходить многочисленные чудеса, турецкий офицер предложил своему пленнику свободу. Но тот отказался. Иоанн и так был свободен…
Господь создал человека по Своему образу и подобию, не желая в нем изначально видеть порабощенное существо. Он наградил его свободной волей. А уж куда она его приведет, решать самому человеку…
Священномученик Петр Дамаскин говорит об этом так: «Среди двух путей стоит человек, т. е. праведности и греха, и на какой хочет — вступает и идет по нему. Стезя же, которою он пошел, и ведущие его по ней, или Ангелы и люди о Боге, или демоны и злые люди доводят его до самого конца пути того и против желания. Добрые — к Богу и в Царство Небесное, а грешные — к диаволу и в вечное мучение».
Этот выбор запечатлен в самом изображении православного креста. Помимо центральной перекладины, к которой был пригвожден Спаситель, есть ещё нижняя. Её правая сторона устремлена вверх (мы видим крест в зеркальном отображении). Именно с правой стороны от Спасителя находился благоразумный разбойник, унаследовавший Царствие Небесное, а слева тот, кто отверг Христа и обрек себя на вечные муки.
…Пока человек жив, у него есть свобода выбора и возможность принести покаяние. Главное, не запутаться в красивых словах и ложно понятых истинах. Главное понять, зачем Господь даровал нам свободу.
В одной из своих проповедей святейший патриарх Кирилл сказал: «Господь освободил нас — в том смысле, что дал возможность, сопрягая Его Божественную благодать со своими усилиями, освобождать душу от всякого греха. И только это есть подлинная свобода, которая ведет человека к счастью, благополучию, миру, радости, любви, к созиданию семей, укреплению общественных отношений, спасению государств, спасению всего человеческого рода».
Стремление к свободе – это безостановочное движение нашей души вверх. Именно этого от нас ждет Спаситель. Именно на это указывает нам святое Распятие.
…Отправляясь на поклонение чудотворному Кресту в Годеново и прося у Господа помощи, мы должны дать обещание хоть в чем-то исправить свою жизнь, стать лучше, чище. Только так мы сможем получить просимое и хоть немного приблизиться к истинной свободе.
Помоги, Господи!